Российские учёные отредактировали карту Антарктиды и нашли "сбежавший" магнитный полюс Земли

17/06/2020 - 09:49

Во время кругосветного похода исследовательского судна "Адмирал Владимирский" ученые и моряки отредактировали карты Антарктиды и нашли "сбежавший" магнитный полюс. Экспедицию организовало военное ведомство России и было осуществлено силами Военно-морского флота РФ и РГО (Русское географическое общество).

В ходе кругосветного похода особое внимание учёные уделили исследованию Антарктиды. Материк был открыт открыта 16 (28) января 1820 году русскими мореплавателями Фадеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым.

Журналисты со слов исследователей несколько раз сообщали, что местоположение материка Антарктида и прилегающих к нему островов не совпадает с тем, что указано в морских навигационных картах.

Руководитель экспедиции, зам. начальника Управления навигации и океанографии Минобороны РФ, капитан 1 ранга Олег Осипов, подтвердил, что побережье Антарктиды не соответствует данным морских навигационных карт.

- На это есть несколько причин: неточности навигационных приборов, которыми пользовались исследователи прошлых веков, изменения очертаний берегов из-за сползающих ледников, — рассказал Осипов.

Он уточнил, что они исследовали только небольшую часть побережья и островов Антарктиды. Например, остров Ротшильд, соединенный ледником с континентом, действительно смещён. Остров Петра I реально расположен намного южнее, чем на картах.

- Во времена плавания Беллинсгаузена и Лазарева навигационные приборы были несовершенны, поэтому многое просто определяли на глаз, — добавил Олег Осипов.

Капитан 1 ранга также рассказал о других важных находках в ходе кругосветки. По его словам, на дне моря Беллинсгаузена обнаружили горы, ложбины и ранее неизвестные впадины, была сделана трехмерная модель дна.

На вопрос журналиста о быстром смещении Южного магнитного полюса Земли, Осипов ответил, что действительно он каждый год смещается на сорок километров в с-з направлении.

- Ранее магнитный полюс также смещался, но на десять км за один год. Одной из задач экспедиции было инструментально определить его актуальные координаты. Исследования мы проводили в море Дюрвиля. Ничего такого особенного там не происходило, но вот судовой магнитный компас в этом море как-будто сошел с ума, стрелки могли без причины крутиться в разные стороны. Но, когда корабль ушёл из этого района, компас пришёл в норму, — сказал он.

Капитан добавил, что в обозримом будущем смена магнитных полюсов Земли миру не грозит. Мир не погибнет.
Кругосветка ВМФ РФ и РГО была приурочена к 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна.

Исследовательское судно "Адмирал Владимирский" уже вернулось в Кронштадт восьмого июня 2020 года. На основе исследований, проведённых в кругосветном плавании, Российская Федерация обновит 14 навигационных карт антарктических морей, пишет "Российская Газета".

Автор: Тамара Салахова