"Взгляд" объяснил, зачем учебный Як-130 начали переделывать в боевой

ЮФ
На прошлой неделе стало известно о начале тестирования улучшенной версии одного из самых востребованных российских военных самолетов – учебно-боевого Як-130. В чем заключаются отличия Як-130М от стандартной модели, пояснили опрошенные изданием "Взгляд" военные эксперты.
Разработка Як-130 началась в конце советского периода, в основном для замены чешских учебно-тренировочных самолетов (УТС) L-39. Проект был реализован в сотрудничестве с итальянскими специалистами, у которых на вооружении находится аналог M-346. Китай создал, по сути, лицензионную копию Як-130, известную как Hongdu L-15. Указанные факты говорят об успехе платформы, признанном и за рубежом.
Краснодарское высшее военное училище использует несколько десятков Як-130 для обучения будущих российских военных летчиков. Як-130 экспортировался в Иран, Алжир, Бангладеш, Белоруссию, Вьетнам, Мьянму и Лаос.
В России Як-130 выполняет исключительно учебные задачи, за рубежом самолет используется и в боевых действиях. К примеру, в 2022 году армия Мьянмы применила Як-130 против местных повстанцев.
Необходимость модернизации машины обсуждалась давно. На прошлой неделе Ростех объявил о завершении проекта первого прототипа модернизированного самолета – Як-130М, а также о начале сборки еще двух подобных УТС. Примечательно, что модернизация в первую очередь затронула боевые, а не учебные возможности самолета.
По словам представителей Ростеха, модернизация позволит оснастить Як-130М ракетами класса «воздух – воздух» и высокоточными авиационными средствами поражения класса «воздух – поверхность» со спутниковыми и лазерными системами наведения».
Одним из ключевых нововведений является установка бортовой радиолокационной станции БРЛС-130Р, оснащенной антенной с активной фазированной решеткой (АФАР). Хотя официальные характеристики РЛС не разглашаются, очевидно, что она сможет обеспечивать обнаружение самолетов противника на большем расстоянии, чем предыдущая версия.
Модернизация Як-130М позволит использовать его как боевой самолет, в основном для иностранных заказчиков из Азии и Африки. Он может заинтересовать и российские ВКС для борьбы с БПЛА и "москитной авиацией" противника. Генерал Владимир Попов подчеркнул, что с появлением дешевых БПЛА роль дорогой авиатехники пошла на спад, теперь нужны простые дешевые самолеты, как Як-130М, для обучения и участия в боевых действиях.