Норвежский ракетный инцидент произошел 30 лет назад, что оценил генерал
ЮФ
Мир оказался на пороге ядерной катастрофы вскоре после завершения холодной войны. Три десятилетия назад человечество могло прекратить свое существование, спастись удалось лишь благодаря профессионализму российских военных. Уникальное происшествие в шаге от катастрофы всемирного масштаба РИА Новости прокомментировал военачальник.
Около 7 утра 25 января 1995 года директор норвежского полигона на острове Аннёйя Колбьёрн Адольфсен дал разрешение на запуск исследовательской ракеты Black Brant XII для изучения северного сияния. Вскоре он покинул площадку, но сразу оказался в замешательстве из-за звонка сотрудника: "Что ты натворил? Ты понимаешь последствия?". За час база была окружена журналистами со всего мира.
Оказалось, что российская радиолокационная станция ПВО зафиксировала запуск четырехступенчатой ракеты. Военные не получили никакого предупреждения со стороны Норвегии и восприняли данные радаров как реальную угрозу безопасности страны.
"Дежурный офицер доложил об обнаружении баллистической ракеты, запущенной из Норвегии", — вспомнил главный командир армии предупреждения о ракетном нападении генерал-лейтенант Анатолий Соколов.
Полет по оптимальной траектории мог достигнуть 3,5 тысяч километров. Фактически Москва находилась в зоне поражения. По словам Соколова, гражданская и боевая ракеты на радарах, особенно в начале полета, выглядят практически одинаково. Black Brant значительно превышала размеры ракет, использованных в предыдущих испытаниях Норвегии, ее габариты соответствовали американской ракете "Трайдент II". События развернулись в регионе, где могли быть подлодки ВМС США.
Был рассмотрен вариант атаки с целью создания мощного электромагнитного импульса, чтобы заглушить радары и нейтрализовать систему предупреждения. У военных не было другого выбора: решили следовать инструкциям и доложить руководству. В Кремле прозвучал звонок. Стратегические силы перевели в повышенную боеготовность, и вскоре на столе президента Бориса Ельцина оказался черный чемоданчик "с судьбой всего мира".
Что происходило в те 20 минут в Кремле, доподлинно неизвестно. Согласно распространенной версии, Москва отслеживала полет до падения последнего четвертого блока в океан. После этого напряжение спало. Правда, западные СМИ настаивали, что некоторые генералы приняли падающие компоненты за дополнительные боеголовки и рекомендовали Ельцину ответить. Но президент принял решение не форсировать события.
Инцидента можно было избежать, если бы дипломаты Норвегии предупредили российское руководство о точной дате маневров и их времени. Но все зависело от погодных условий, поэтому норвежская сторона не поставила СССР в известность.