В скором времени Россия может «потерять» большинство стран на постсоветском пространстве
Целый ряд политических неурядиц на постсоветском пространстве (в Беларуси, Киргизии, Молдове и Армении вместе с Нагорным Карабахом) ставит перед российским руководством новые задачи по сохранению влияния Москвы в бывших советских республиках. Вместе с тем российскому обществу в условиях внутреннего кризиса, вызванного, в том числе коронавирусной пандемией и падением цен на нефть, внешнеполитическая тема становится всё менее интересной.
Несколько лет назад (в период посткрымского кризиса, 2015-2016 гг.) довольно часто можно было услышать, что «президент Владимир Путин блестяще ведет внешнюю политику», а премьер Дмитрий Медведев «абсолютно недееспособен». Теперь про «блестящую» политику говорят гораздо реже.
«Дешевые мировые цены на нефть, коронавирус и растущие долги регионов формируют запрос на качественную внутреннюю политику, а поддержка бедных Молдовы или Киргизии – обществу мало интересна. Попытки представить эти локации как геополитические центры силы давно уже непопулярны», – пишут политолог Дмитрий Михайличенко и экономист Александр Баврин.
Руководство это понимает и вынуждено предпринимать для урегулирования в соседних странах более прагматичные и менее затратные шаги: деньги дают не всем – с кем-то пытаются просто договориться. При этом проблема постсоветского пространства остается и в недалеком будущем обещает еще более обостриться.
Дело в том, что сейчас в независимых государствах постсоветского пространства правят люди, рожденные в СССР. Но спустя 10-15 лет ситуация поменяется – мало кто из жителей этих стран, рожденных после развала Советского Союза, лояльно относятся к России, ее интеграционному потенциалу и мягкой силе. «И сильнее всего это будет заметно по элитам в Казахстане», – считают эксперты.