Сирийская драма: Как Асад потерял страну

CNN/AFP
Власть Башара Асада в Сирии не рухнула в одночасье, хотя события первых чисел декабря 2024 года были стремительными.
Среднестатистический европеец, "избалованный" шаблонными цветными революциями, решил, что в Сирии восстала оппозиция, а армия бежала, не желая связываться с вооруженными до зубов повстанцами.
Но это далеко от истины.
Падение Асада
Падение власти Башара Асада происходило медленно. У него не было какого-то одного фатального решения, поступка или просчета.
Михаил Клементьев ТАСС/Известия
Кресло президента Сирии много лет, как эрозия, подтачивала ситуация в стране, исправить которую ему не просто не удалось. У аналитиков здесь единое мнение - Башар Асад и не пытался ее исправить.
Три фактора, которые привели к падению Асада:
- экономический спад
- изменения геополитической динамики в регионе
- неспособность осознать пределы собственной власти
Башар Асад не обращал внимания на трещины в своем правлении и полагал, что грубая сила может всё удержать. Просчитался.
Власть Асадов
Когда Башар аль-Асад пришёл к власти в 2000 году после смерти своего отца, Хафеза аль-Асада, он унаследовал положение, которое тот тщательно выстраивал на протяжении десятилетий своего правления.
Хафез Асад не просто управлял Сирией, он стал в ней настоящим авторитетным лидером. Власть Хафеза опиралась на тщательно сбалансированную коалицию:
- тайную сеть агентов, помогавшую ему выявлять инакомыслие
- военную элиту, обеспечивавшую безопасность и силу
- религиозные меньшинства, разделявшие его взгляды на будущее страны
Все три составляющие переплетались и позволяли Хафезу крепко и властно держать Сирию в своих руках. Его сын Башар изначально не был человеком, способным на такое политическое жонглирование.
Башар Асад унаследовал систему правления, но как управлять ею, он не знал. Он вообще не собирался быть президентом и учился на врача. Воспитанный в светской Британии, он был не чужд западных либеральных взглядов на государственное устройство и экономику. Применить которые в Сирии он пытался, но не смог.
Любые попытки Башара Асада модернизировать экономическую систему в Сирии приносили больше вреда, чем пользы. Например, он объявил приватизацию. Но государственные предприятия попали в руки элит. Башар Асад просто не учел (или не смог побороть) десятилетиями работавшую в Сирии систему, когда именно элиты были опорой власти.
Простые сирийцы видели, как растут цены, зарплаты остаются на прежнем уровне, возможности исчезают. А верхушка власти богатеет и богатеет. Государство слабело на глазах.
Omar Haj Kadour/AFP/Getty Images
Арабская весна 2011 года, пришедшая и в Сирию, разрушила иллюзию, что правление семьи Асадов будет вечным. Вспыхнувшие протесты были выражением отчаяния и криком о системе, которая давно перестала служить своему народу.
Военные подавили протест. Но его отголоски дожили до 8 декабря 2024 года, когда без боя пал Дамаск.
Экономика в свободном падении
К тому времени, когда власти Башара Асада настал конец, Сирия уже разваливалась во всех смыслах этого слова. Власти в Дамаске не управляли всей территорией страны. Экономика, которая когда-то была хрупкой, но функционирующей, по большей части существовала только на бумаге.
Нефтяная промышленность Сирии когда-то поддерживала государство, принося достаточно доходов, чтобы хотя бы поддерживать государственную систему на плаву. Но и этого больше не было.
Добыча нефти, которая в 2008 году составляла 406 000 баррелей в день, к 2018 году упала до 24 000. Ошеломляющий спад - более чем на 90%.
Но настоящим ударом для власти Башара Асада стала не только потеря добычи, но и потеря контроля. Оставшаяся нефть больше не поступала в госказну. Нефтяные скважины, трубопроводы и последние остатки некогда процветавшего энергетического сектора Сирии ускользнули из рук Асада и перешли к поддерживаемым США группировкам, которые контролировали северо-восток Сирии. Последний значимый источник доходов перетек в чужие руки.
Целые города Сирии сидели без света. Зимой люди замерзали в своих домах. Школы, больницы, водоочистные сооружения - всё, что делало жизнь пригодной для существования, все разрушилось.
Война, которую Асад не смог выиграть
В течение многих лет выживание Башара Асада, как президента Сирии, в значительной степени зависело от двух факторов: сухопутных войск Ирана и военно-воздушных сил России. Без них он был бы вынужден пойти на сделку с вооруженными террористическими группировками еще много лет назад.
Бесконечно воевать за Дамаск Россия и Иран не могли. Собственная армия Сирии обнищала настолько, что солдаты не имели никакого желания отстаивать власть Асада.
В 2024 году противники официального Дамаска увидели возможность для себя. Они выдвинулись вперёд, забирая территории практически без сопротивления. 8 декабря 2024 года силы повстанцев захватили Дамаск, положив конец правлению Башара Асада.
Будущее Сирии
К тому времени, когда Башар Асад ушёл, Сирия уже была разделённой страной с тремя отдельными зонами контроля, каждая из которых поддерживалась отдельной иностранной державой.
Как мы писали выше, северо-восточную Сирию и большую часть нефтяных ресурсов страны забрали под себя силы под кураторством США.
Поддерживаемые Турцией террористические группировки контролируют северо-запад Сирии.
Там же, в Сирии, прорезались и спецслужбы Украины. К слову, Башар Асад публично называл Владимира Зеленского "клоуном".
Третья сила под лидерством Абу Мохаммед аль-Джулани получила мощную поддержку извне, а сам он превратился из полевого командира в центральную фигуру в разворачивающемся переходном процессе Сирии.
Будущее Сирии теперь зависит от того, смогут ли эти три соперничающие группировки и их внешние покровители прийти к долгосрочному соглашению. Без этого будущее Сирии выглядит еще более смутным, чем в последние 15 лет при Башаре Асаде.
В случае, если договориться не получится, власть в Сирии будут выгрызать друг у друга силой. С учетом региональных особенностей, республика рискует прекратить свое существование вообще. До той поры, пока в этой бойне не останется один сильнейший.
Вопрос лишь в том, куда деваться людям. А их в Сирии насчитывается больше 20 миллионов человек.