Как кастрюля стала орудием протеста
Недавние выступления президента Франции Эммануэля Макрона были встречены шумом и звоном кастрюль. Демонстранты, разъяренные его решением повысить пенсионный возраст, взяли их в руки, чтобы быть услышанными.
Но почему именно кастрюли? Как эта скромная кухонная утварь стала глобальным символом сопротивления?
История кастрюли как символа политически заряженного протеста началась в 1830-х годах во Франции после Июльской революции, которая привела к отречению Карла X. Республиканцы, выступавшие против нового короля Луи Филиппа, стремились, чтобы их голоса были услышаны. На помощь пришел средневековый свадебный обряд charivari - громкие действия, шум, извлекаемый при помощи любых подручных предметов. Так толпа выражала свое несогласие с заключаемым браком, который считался неравным, недостойным.
Новая жизнь charivari началась в XX веке. В 1950-х и 1960-х годах в Алжире во время войны за независимость страны сторонники французской крайне правой военизированной группировки, которые хотели сохранить власть Франции, устраивали громкие шествия с кастрюлями.
Но по-настоящему зазвучали кастрюли только тогда, когда этот прием пересек Атлантику и попал в Латинскую Америку, где зародилась полноценная традиция массовых cacerolazo – дословно, "марша пустых кастрюль". Первый крупный марш случился в 1971 году в Чили против нехватки продовольствия при режиме Сальвадора Альенде. Сорок лет спустя десятки тысяч людей вышли на улицы Буэнос-Айреса в разгар тяжелейшего экономического кризиса.
С тех пор кастрюля стала инструментом протеста по всему миру, от Мьянмы до Канады.
Не стоит причислять к этому украинский майдан. Жители Незалежной, носившие кастрюли и дуршлаги на головах, выражали протест против запрета на ношение касок и масок для участников митингов. Но к истории кастрюли как орудия протеста украинское ноу-хау не имеет отношения. Ни charivari , ни cacerolazo не были отражены в том, что происходило в Киеве в 2014-м году.