Поможет ли Трасс роль главной скорбящей по Британии?
В прошлый вторник премьер-министр Великобритании Лиз Трасс переезжала на Даунинг-стрит и ломала голову над тем, как помочь людям оплатить их счета за газ. Два дня спустя она объявляла стране имя нового короля. У кого-нибудь из британских лидеров была такая же головокружительная первая неделя на работе, как у Трасс?
Трасс возглавила правительство, столкнувшееся с чрезвычайной экономической ситуацией. Но все эти проблемы были практически сметены смертью королевы, эпохальным событием, которое приостановило работу парламента, переместило внимание с кризиса стоимости жизни на наследие монарха и неожиданно дало 47-летней Трасс возможность раскрыться в новой ипостаси - главного скорбящего по Британии.
Это деликатная роль, которая может поднять авторитет Трасс на международном уровне, но поставить ее в тупик у себя дома. В понедельник на Даунинг-стрит спешно опровергли сообщение о том, что Лиз Трасс присоединится к королю в траурном турне по странам Соединенного Королевства.
Эта информация изначально вызывала удивление. Представитель Трасс быстро уточнил: премьер-министр будет присутствовать на поминальных службах по королеве в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе вместе с королем, но не будет сопровождать его в турне.
-Вообще странно, что кто-то нашел хорошим решением для Трасс отправиться по стране скорбеть вместе с королем, - сказал бывший пресс-секретарь Тони Блэра Аластер Кэмпбэлл.
Трасс советуют "спрятать ноги под стол на Даунинг-стрит" и работать над тем, как вывести Британию из кризиса, в который она рухнула в результате своей внешней политики. А Трасс есть, над чем подумать - двузначная инфляция, надвигающаяся рецессия, трудовые волнения и ухудшение состояния казны.
Трасс, заняв должность, первым делом заявила о заморозке тарифов. Но ни аплодисментов, ни критики получить не успела - все затмила новость о смерти королевы. Теперь Соединенное Королевство ждет затяжная политическая пауза. До 19 сентября парламент не работает. С 22 числа законодатели уходят на перерыв для внутрипартийных консультаций.
Тем временем Трасс будет мелькать в международных новостях, появляясь рука об руку с королем. Но что это даст ей на родине, непонятно. Тони Блэр, к примеру, пришел на Даунинг-стрит в момент, когда погибла принцесса Диана. Но он сумел набрать политических очков, пытаясь "вытащить" членов королевской семьи для публичных комментариев.
Сейчас очевидно, что королевская семья не нуждается ни в каких советах от премьер-министра. Все наследники монарха активно выходят в свет, иногда даже с самой Лиз Трасс. Публике совершенно нет дела до главы правительства, она поглощена тем, что видит и слышит сама.
-Почти невозможно предсказать влияние смерти королевы на политическую судьбу Трасс, главным образом потому, что нам не с чем сравнивать, - сказал Тимоти Бейл, профессор политики Лондонского университета королевы Марии.
Последний раз подобная ситуация наблюдалась с Уинстоном Черчиллем - тогда, в 1952 году умер отец Елизаветы, Георг VI. Но Черчилль к тому моменту уже был национальным героем.
Эксперты сходятся во мнении, что как бы ни старалась Лиз Трасс выбить для себя хоть что-то из траура по королеве, ей это вряд ли удастся. Траур пройдет, проблемы Британии останутся. И тогда Трасс могут припомнить ее неловкие реверансы перед королем в момент, когда миллионам британцев грозит обнищание.