Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед Великим постом
18 февраля 2017 года Вселенская родительская суббота, которая названа Мясопустной так как проходит перед началом мясопустной (масленой или сырной) седмицы.
Читать по теме: Особое поминовение усопших по дням в 2017 году
Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность – молиться о спасении их душ. Ведь молитва о них – единственное благо, которое по силам нам им дать. Дни особого общего поминовения усопших, установленные церковью, называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Православные подают «записки» за упокой для поминания на церковнослужении. Не забывайте, что писать надо только святые имена умерших, то есть имена, данные им в крещении.
Свечи «за упокой» ставятся в специальном месте – для этого устроен большой канунный стол с подсвечниками, над которыми возвышается Распятие. Обычно канун располагается в углу у солеи (возвышение перед алтарем), однако расположение зависит от внутреннего устройства храма, обязательного места канонически не установлено.
Если нет возможности посетить храм, дома можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей … и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Во время поминовения на Божественной литургии в храме вынутые из просфор за живых и умерших частицы погружаются в Чашу со словами, которые по-русски звучат так: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Своею честною, молитвами святых своих».
Основанием для установления этого дня поминовения послужило то, что в последующий воскресный день Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшный суд Его.
Читать по теме: Третья подготовительная седмица перед Великим постом, Неделя о Страшном суде
Поэтому, приближаясь к подвигу несения Великого поста верующим следует «войти в союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, от Адама и до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, кого вода покрыла, война истребила, землетрясение поглотило, от руки убийцы погибшие, в огне сгоревшие, бывшие съеденными зверями, птицами и гадами, погибшие от молнии и умершие на морозе; которых убил меч, конь унёс, кого придавил камень или землей засыпало, кого погубили напитки, отравы, костью подавились, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».
В это время года еще не просто посетить могилу родственника, поэтому лучше постараться прийти в храм.
Ранние христиане после поминовения совершали общие поминальные трапезы и поэтому приносили с собой пищу. Сейчас такой традиции уже нет, но обычай принесения продуктов «на канун» остался. Эти приношения используются для трапезы священнослужителей и работников храма. Кроме этого, церковь помогает нуждающимся, устраивает трапезы для неимущих. Таким образом, приносящими «на канун» творится милостыня.