Большую Европу Россия сменила на Большую Евразию
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в прошлом месяце, что, хоть Евросоюз и является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером России, Москва готова разорвать связи с ЕС после дела Алексея Навального. Позже Кремль смягчил комментарии министра, отрицая, что разрыв дипломатических контактов неизбежен, хотя такие шаги могут быть рассмотрены в ответ на санкции ЕС.
Швед Филипп Иоганн фон Страленберг в XVIII веке определил Уральские горы как границу между Европой и Азией. В 1962 году французский президент Шарль де Голль предложил идею общего европейского дома от Атлантики до Урала. Позже идею поддержали советские лидеры Леонид Брежнев и Михаил Горбачев. Борис Ельцин также придерживался этой концепции, но его приверженность перестройке России по европейской модели не привела к полноценному вхождению России в Европу.
Ошибка Европы в отношениях с Россией состояла в том, что она рассчитывала на одностороннюю вестернизацию Москвы. При этом игнорировалось предупреждение Горбачева о том, что “государства Европы принадлежат к разным социальным системам; признание этого факта и уважение суверенного права каждого народа выбирать свой общественный строй... являются важнейшими факторами.”
После кратковременного возрождения идеи Большой Европы в 1990-х годах цель создания общего европейского дома осталась столь же нереализуемой, как и прежде. Напротив, кажется, что через 300 лет после определения границы Европы/Азии Россия отказалась от ориентации на Запад, хотя Европа и Соединенные Штаты до сих пор не признали этот исторический сдвиг.
Визит в Москву главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля показал, что усилия по перезагрузке отношений стоят под угрозой. Взаимные ожидания относительно формы и характера связей сильно расходятся. Москва отвергает попытки ЕС вмешаться в ее внутренние дела, в то время как ЕС чувствует себя неуважаемым и отвергнутым.
Поддержка Западом Майдана 2014 года, а также неустанная политика НАТО и ЕС по сближению с государствами, граничащими с Россией, вызывают сильное негодование в Москве. А претензии ЕС на монополию европейских ценностей и идентичности подпитывают этот конфликт. Кремлевская концепция Большой Европы сменилась более осуществимой Большой Евразией, в рамках которой Россия стремится к экономической близости и интеграции на Восток.
В настоящее время акцент делается на суверенитете и независимости России, идея единой европейской цивилизации заменяется конкуренцией ценностей, и вместо более тесного сотрудничества Европа и Россия, очевидно, пойдут разными путями.
---
Кришнан Шринивасан - историк, писатель, экс-глава МИД Индии.