Марк Леонард: «Пусть Путин сам придет в ЕС»
Британский политолог Марк Леонард изложил свое видение того, как Евросоюз должен выстраивать отношения с Россией. С его точки зрения, европейские дипломаты могли бы объединиться в своей стратегии с тем, чтобы заставить Путина самого прийти в ЕС.
«Южный Федеральный» приводит выдержку из статьи Марка Леонарда, опубликованной в The Japan Times под заголовком «The Russia strategy Europe needs».
<Спустя десятилетия после окончания холодной войны Россия остается идеальным врагом, обладающим непревзойденной способностью будоражить политический класс Европы. Но интенсивность европейских дебатов и эмоций в отношении России скрывает растущее единство, которое должно лежать в основе нового подхода к режиму президента России Владимира Путина.
В середине 2000-х годов европейцы были глубоко расколоты относительно отношений с Россией. Германия, возглавляемая тогдашним канцлером Герхардом Шредером, хотела вступить с ней в контакт, в то время как Центральная и Восточная Европа стремились к сдерживанию. На первый взгляд, сегодняшние дебаты о "Северном потоке-2" и преследование Кремлем российского оппозиционера Алексея Навального, похоже, усиливают этот старый раскол.
Но на самом деле все совсем по-другому. Европа больше не питает иллюзий, что Россия находится на пути к либеральной демократии. Также высказывается мысль, что государства на линии огня Кремля находятся в бедственном положении только из-за собственного провокационного поведения. Европейцы сейчас в основном едины в необходимости сдерживать Россию от дальнейшего иностранного авантюризма.
<... >
На протяжении более десяти лет ЕС и США чередовали фазы взаимодействия и конфронтации с Россией. Недавний визит в Москву Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля стал лишь последним в длинном списке неудачных попыток перезагрузки отношений и углубления сотрудничества с Россией и не оставляет сомнений в отсутствии у Кремля интереса к таким усилиям.
Но возможная резкая эскалация санкций ЕС в ответ на обращение Кремля с Навальным рискует дать Путину внешнего врага, который ему нужен, чтобы отвлечь внимание от его внутренних проблем. Путин слишком долго находится у власти и теряет контроль над российским обществом. В результате, Россия вступает в период упадка. Население страны стареет, а реальные доходы среднего класса падают. Путину не удалось диверсифицировать экономику, и в течение следующего десятилетия мировой спрос на углеводороды будет падать.
Более того, в лице Навального у Путина появился первый по-настоящему грозный политический оппонент. Навальный моложе, красивее и храбрее Путина. Он не либерал и не интернационалист, он построил коммуникационную инфраструктуру, которую Кремль изо всех сил пытается контролировать. Но именно слабость путинской системы делает Навального опасным.
Навальный пока не конкурирует с Путиным в плане народной поддержки и, вероятно, никогда не будет — хотя он, безусловно, самый заметный диссидент на данный момент.
<... >
ЕС не должен спешить ни вступать в контакт с путинским режимом, ни форсировать дипломатический кризис. Вместо этого он должен лишить Путина того, чего он жаждет: политического внимания. Поэтому вместо того, чтобы колебаться между перезагрузками и репрессиями, ЕС должен придерживаться альтернативного подхода. Назовите это “принципиальным безразличием” или “жесткой вовлеченностью".
Для начала, Европа должна четко представлять свои интересы, одновременно укрепляя безопасность ЕС. Наращивая свои военные, контрразведывательные, кибернетические и энергетические возможности, государства-члены ЕС могут улучшить положение Союза в России. Кроме того, ЕС и США должны договориться о совместном подходе к России — приостановить на время "Северный поток — 2", чтобы у Путина было меньше соблазна натравливать их друг на друга.
Вторым аспектом такого подхода должно стать сдерживание внешней политики России. Западные санкции и собственные внутренние проблемы означают, что у России сейчас меньше денег и внимания для Беларуси, Молдовы, Украины или Армении. Но ЕС, тем не менее, должен решительно реагировать на любые провокации и агрессию Кремля. Кроме того, государства-члены должны начать инвестировать в военное партнерство и партнерство в области безопасности с такими странами, как Украина, Молдова и Грузия, и отделить такие инициативы от вопроса расширения НАТО.
ЕС мог бы также вовлечь Турцию в диалог по вопросам безопасности России и Черного моря. Улучшение трансатлантической координации в отношении России будет иметь ключевое значение.
Односторонний подход ЕС к Кремлю подрывает его позиции как в Москве, так и в Вашингтоне. Ничто из вышеперечисленного не означает, что ЕС должен избегать диалога с Россией. Но лучше оставить это для многосторонних форумов, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе или Арктический совет.
Дискуссии с Россией — будь то об изменении климата, вакцинах или визах — должны быть технократическими, без дипломатических фанфар или эмоций.
Если ЕС твердо и бесстрастно ответит на агрессию российского президента, он сможет сдержать его пагубное влияние, не оказывая содействия его попыткам, скажем, заклеймить Навального как иностранного агента. Парадоксально, но лучший способ для европейских лидеров взрастить инттерес к конструктивному взаимодействию в Кремле - это казаться менее отчаянными.
Пусть Путин сам придет к ним.>