Гештальт-терапевт Кулешова рассказала о последствиях наказания ставить ребенка в угол
Южный Федеральный
Методы воспитания в современном обществе разительно отличаются своей гуманностью и экологичностью от методов воспитания прошлого столетия. Сейчас родители в своем большинстве отказались от физических наказаний в пользу диалога с ребенком и выстраивания с ним отношений, где в основе не физическое превосходство старшего и сильного, а доверие и открытость.
В беседе с редакцией "Южного Федерального" аккредитованный гештальт-терапевт, бизнес-тренер, Член профессионального сообщества психологов и психотерапевтов Республики Беларусь, врач Ольга Кулешова обсудила популярное у родителей ХХ века наказание - ставить ребенка в угол. Считается, что он более гуманный по сравнению с телесными воздействиями на ребенка, дает тому время подумать над своим поступком, который "завел его в угол". Однако последствия от этого способа воспитания могут нанести вред, рассказала эксперт.
- В прошлом веке некоторых детей наказывали тем, что ставили в угол. Это был популярный метод воспитания и наказания, чтобы откорректировать поведение ребенка. К счастью, мне самой не пришлось прочувствовать на себе такой метод наказания, но я сотни раз слышала истории про стояние в углу от своих клиентов. Родители некоторых из них даже "усовершенствовали" этот метод и ставили не просто в угол, а запрещали ребенку отлучаться в туалет или подавать голос, пока наказание не будет отменено. Кого-то ставили в угол на горох, а кого-то на гречку. Почему? Потому что гречка более мелкая и на ней стоять больнее, - сообщила врач.
Она отметила, что в наступившем столетии большинство родителей не практикуют такой метод воспитания и не наказывают детей, оправляя их в угол. Говоря о причинах, почему родители прибегали к "углу" в системе наказаний, она подтвердила, что это было альтернативой физическому воздействию.
- В угол ставили, чтобы прекратить нежелательное поведение ребенка. Поставить в угол - легкий способ, чтобы ограничить физическую активность и свободу ребенка. Заставить ребенка обдумать конкретный поступок или поведение в целом. Некоторые надеялись, что пока ребенок находится в вынужденной изоляции, он поймет и признает свои ошибки, и, следовательно, станет вести себя по-другому. Вынудить ребенка подчиняться и слушаться. Силовой метод воспитания, при котором побеждает тот, у кого больше власти, влияния и силы, - рассказала Ольга Кулешова.
Она отметила, что при этом происходит сильное угнетение психоэмоционального состояния. В ребенке обостряются стыд, вина, он изолирован и унижен.
- Ребенок ощущает себя тем, кто не соответствует каким-то правильным нормам и стандартам, что он хуже других. Поскольку некоторые родители даже не трудились объяснять, что именно в поведении или словах плохое, а сразу отправляли в угол, ребенок не понимал причин. Но ощущал себя плохим. Не что поведение плохое, а я весь плохой. Не я совершил ошибку, а я весь ошибка. Кроме того, происходит изоляция от других членов семьи. Я не раз слышала в практике истории, как эмоционально больно маленькому человеку стоять спиной ко всему миру и смотреть в стену в то время, как у других членов семьи происходит что-то интересное. Смотрят вместе телевизор, смеются, общаются, читают книгу или ушли гулять на улицу. Ребенок унижен, он вынужден подавить свои чувства и желания и выполнить то, что от него требует авторитарный взрослый, - сказала гештальт-терапевт.
Она поделилась историей клиента из практики, которая наглядно показывает насколько он был запуган отцом и выдрессирован не просто слушаться, а беспрекословно подчиняться.
- Отец поставил мальчика в угол и ушел в соседнюю комнату работать. Потом ушел по своим делам. Уже темнело, отец не возвращался, а мальчик так и продолжал стоять в углу. Ему даже в голову не пришло сдвинуться с места без разрешения родителя, которого в тот момент даже дома не было. Когда отец вернулся, оказалось, что он вообще забыл, что поставил ребенка в угол. Что мог чувствовать в такой ситуации ребенок?.. Унижение, ненужность, неважность и, конечно, отсутствие любви к себе со стороны отца.
Ольга Кулешова перечислила какие последствия в будущем могут проявиться из-за того, что в детстве ребенка в качестве метода воспитания ставили в угол и как это может отразиться на формирование его личности.
- Наблюдается заниженная самооценка. Ребенок начал ассоциировать свои ошибки и такое отношение к себе с собственной ценностью. Сложности чувствовать и выражать эмоции. Некоторых ставили в угол, потому что они шумными, подвижными и активно выражали свои разные чувства, а кого-то без объяснений причин. И такие дети научились быть тихими, пассивными, не выражать и даже не чувствовать свои чувства из-за страха наказания. Так, на всякий случай. Вдруг эти чувства или поведение неудобные? Поэтому лучше перестраховаться и ничего не делать, чтобы не привлекать к себе внимание и не быть наказанным. Страх перед авторитетами. В будущем такие дети боятся свободно выражать свое мнение и отстаивать свою точку зрения, спорить, говорить "нет". Особенно с авторитетными фигурами в жизни или начальством на работе. В них так и живет тот маленький испуганный ребенок, которого подавлял, наказывал и заставлял делать по-своему родитель. Зависимость от мнения окружающих. Ведь ребенок выучил, что его мнение или поведение неправильное, а "папа лучше знает". Страх конфликтов. Из-за неуверенности в себе нет мыслей, что я могу себя отстоять.
Врач приветствовала, что в современном мире родители заменяют методы воспитания, на бережные и экологичные по отношению к ребенку, основанные на уважении его как личности. Для этого используют диалоги, объяснения, прояснение причин поведения ребенка, поддержку и уважение его мнения, указала она.