Экономист Юлия Корчагина-Озджан рассказала, как спад экономики влияет на потребительство

22/07/2024 - 11:10

Об эволюции потребительского поведения в эпоху экономической стагнации рассказала в беседе с редакцией "Южного Федерального" Юлия Корчагина-Озджан, основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга»

Он отметила что в современном мире в большинстве стран, особенно развитых, экономика находится на стадии стагнации, рынки переживают период замирания. Это время характеризуется не только экономическим затишьем, но и началом формирования новых моделей бизнеса и экономических систем. С ее слов, в таких условиях особенно интересно наблюдать за изменениями в потребительском поведении, которое можно условно разделить на два типа: неосознанный и осознанный потребитель.

- Неосознанный потребитель попадает под манипуляции политиков, предпринимателей, большого бизнеса, капитала. Он впадает в состояние потребления, позволяя себе условную роскошь здесь и сейчас, поскольку для него будущее не определено. Например, начало кризиса продемонстрировало, как люди толпами бежали скупать технику, думая, что возможности приобрести ее больше не будет. Осознанный потребитель, понимая, что экономика сужается, начинает экономить свои траты, а если ему нужно что-то приобрести он ищет самые выгодные условия для себя на рынке, будь то скидки, акции, беспроцентные рассрочки и тд. Такой человек постоянно  адаптируется к нынешним реалиям, в момент кризиса изыскивает возможности на долгосрочную перспективу, - сказала Юлия Корчагина-Озджан.

Аналитик обратила внимание, что россияне адаптировались под уход иностранных брендов. Рынок формата секонд-хенд значительно вырос. На примере известных платформ онлайн купли-продажи вещей, как Авито, Юла и другие. Введена категория "Б/У" [бывшие в употреблении] международных брендов люксового и премиального уровня. И такой ход даже стал выгоден для многих. 

- Так или иначе происходит импортозамещение, о котором все говорят. Меняется авторынок, запросы граждан, мы находимся в активной стадии адаптации. Таким образом, период экономической стагнации стимулирует людей к пересмотру своих потребительских привычек и адаптации к новым реалиям, - резюмировала экономист.

Напомним, что после падения в 2022 году российской экономики на 2,1%, в 2023 году рост составил 3,6%. Согласно прогнозам Минэкономразвития, в 2024 году рост ВВП достигнет 2,3%.

Автор: Нил ПРОТАСОВ