«Год будет сложным, но предсказуемым»: итоги и прогноз для рынка автоперевозок РФ от Татьяны Патужной

Шедеврум
Российский рынок автомобильных грузоперевозок по итогам завершающегося года демонстрирует устойчивость. Ключевой тезис можно сформулировать так: резких изменений или «коллапсных» сценариев ожидать не приходится.
Какие именно факторы определили циклическую стабильность 2025 года и что ждет логистический сектор в ближайшей перспективе, рассказала «Южному федеральному» Татьяна Патужная, сооснователь логистической компании SIGMA.
По ее словам, главным драйвером в уходящем году выступала сезонность.
-Год завершился по отработанному сценарию. Ключевым событием стал традиционный предновогодний ажиотаж, связанный с желанием импортеров, особенно в сегменте китайского импорта, провести товары по «старым» ценам до изменения налогового законодательства. Пик пришелся на ноябрь — начало декабря. Однако говорить о перегрузке логистической инфраструктуры, в частности, пограничных переходов, не приходится — ситуация осталась в пределах сезонной нормы.
Внутрироссийские перевозки по магистрали «Дальний Восток — Центральная Россия» также следуют четкому циклу. Летнее снижение объемов и ставок до 500 тыс руб за 20-тонную тентовую машину сменилось зимним ростом спроса и цен — в текущий период — до 1 млн руб. Однако даже на пике сезона ставки не достигли рекордов 2024 года — до 1,5 млн руб, что напрямую связано с общим снижением грузопотока, объясняет специалист.
Основной фактор, определивший экономический фон года, это общее охлаждение экономической активности. Снижение спроса на сырье, стройматериалы и потребительские товары привело к пропорциональному снижению спроса на логистические услуги. Рынок вошел в режим «вялотекущей» стабильности, где предложение транспорта, как автомобильного, так и железнодорожного и морского контейнерного, полностью покрывает, а местами и превышает спрос.
Что касается будущего 2026 года, то и здесь не стоит ждать революций в логистических схемах, полагает Татьяна Патужная. Основные изменения будут носить финансовый и административный характер.
Центральный пункт прогноза — ценовой рост от 2% до 10%. Он определяется двумя ключевыми факторами:
- Повышение НДС до 22%.Для тех, кто его платит, это означает прямое увеличение налоговой нагрузки;
- Изменения для перевозчиков на УСН — сокращение лимитов для применения упрощенной системы налогообложения вынудит многих перевозчиков либо переходить на общую систему (ОСНО) с НДС, либо повышать ставки для компенсации возросшей налоговой нагрузки примерно до 5% при УСН.
Это коснется значительной части дальневосточных и региональных перевозчиков.
-Ориентиром для роста цен служит запланированное повышение железнодорожного тарифа на 10% с 1 января. Это создает косвенное ценовое давление и пространство для маневра для автомобильного сектора. 2026 год станет годом повышенного внимания регуляторов к договору транспортной экспедиции. Ожидается введение новых требований, в том числе в части обязательного электронного документооборота. Это неминуемо повлечет за собой дополнительные операционные и технологические затраты для экспедиторских компаний, которые будут заложены в стоимость логистических услуг.
По поводу спроса в будущем году у логистов присутствует осторожный оптимизм. Есть надежда, что снижение ключевой ставки ЦБ сможет постепенно «разморозить» инвестиционную активность, оживить спрос на стройматериалы и, как следствие, на перевозки. Однако восстановление будет медленным и постепенным, а не взрывным.
Резкого дефицита транспорта не прогнозируется, считает татьяна Патужная. Не произойдет и кардинальных изменений в выборе вида транспорта. Краткосрочные и сборные перевозки останутся за автотранспортом, длинное плечо — за железной дорогой. Конкуренция между видами транспорта будет обостряться на маржинальных направлениях.
2026 год готовит не рыночные, а регуляторно-фискальные вызовы. Основными темами для логистических и транспортных компаний станут:
- Точный расчет последствий налоговых изменений и адаптация ценовой политики;
- подготовка к новым требованиям по экспедиторской деятельности и цифровизация документооборота;
- построение гибких операционных моделей, способных работать с цикличностью спроса в условиях потенциально оживающего грузопотока.
-Рынок автомобильных перевозок вступает в фазу зрелости, где главными конкурентными преимуществами становятся финансовая устойчивость, операционная эффективность и способность адаптироваться к изменениям в правовом поле, а не игра на рыночных дисбалансах. Год будет сложным, но предсказуемым для тех, кто учитывает эти системные факторы, - резюмировала эксперт.
