Юшков: Наглая риторика Польши может привести страну к «газовому голоду»
Абсурдный призыв польского премьер-министра Матеуша Моравецкого к Норвегии делиться сверхприбылью от экспорта нефти и газа напоминает некую «гоп-политику» Польши, считает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при российском правительстве.
По его мнению, предложение Моравецкого звучит крайне абсурдно, если учитывать, что доходы от экспорта энергоносителей получает не только Норвегия, но и другие государства, которые продают газ и нефть по высоким ценам.
- И с какой стати Норвегия должна делиться? И почему Польша не предъявляет такие же требования к Соединённым Штатам, например? Ведь США — это крупнейшие в мире экспортеры СПГ по высоким ценам. Они получают большую прибыль. Точно также можно сказать и о Норвегии, Алжире, Азербайджане, Катаре и все других государствах, которые экспортируют энергоносители, — сказал аналитик.
Баширов акцентировал внимание именно на Катар. Ведь именно оттуда сейчас Польша получает газ, а не из Норвегии.
- Варшава подписала базовый договор c Qatargas и контракты с Соединёнными Штатами. Если Моравецкий озабочен тем, что страна переплачивает за голубое топливо, то предложил бы делиться доходами тем, кому Польша отдаёт деньги, а не тем, у кого она не покупает СПГ, — считает аналитик.
Понятно, почему премьер Польши выбрал для своих нападок Норвегию, а не другие страны-экспортёры. Ведь эти два государства практически не сотрудничают в сфере поставок энергоносителей. К тому же тут ещё и свою роль сыграл скандинавский менталитет, пояснил Юшков.
- Варшава понимает, что Катар и США при первых подобных требованиях её «пошлют», и поэтому полякам просто страшно высказывать такие абсурдные претензии этим поставщикам. Если им что-то не понравится, или Польша заявит, что цена высокая, то они могут ответить: «не нравится, не бери». Это может даже привести к расторжению договора о поставках, — пояснил эксперт.
Почему Польша выбрала Норвегию для нападок? Варшава видит, что Осло «податливый товарищ», поэтому можно воззвать к норвежским ценностям, к таким как экология, права человека и так далее. К этим вопросам скандинавские страны относятся внимательно, очень часто даже чересчур внимательно, перегибая палку, заметил Юшков.
Он также отметил ещё один немаловажный аспект в отношениях Польши и Норвегии — это запланированный ввод в эксплуатацию трубопровода Baltic Pipe. Польша нуждается в альтернативном источнике природного газа, от поставок которого из России она отказалась, с расчётом на норвежскую трубу. Но тут подвох в том, что пропускная способность трубы не рассчитана на тот объём газа, которые Польша получила из России.
- Польша нуждается в газе Норвегии, чтобы заместить российский. Но чтобы поставлять столько топлива, сколько необходимо Варшаве, Осло должен выбрать, кому отдать газ — Германии и Польше, поскольку трубопровод Baltic Pipe-2 начинается с середины другого газопровода — из Норвегии в ФРГ, — сказал он в интервью агентству «Народные Новости».
Польша, должно быть, пытается намекнуть, что при дальнейших поставках Норвегии Берлину, она может быть обвинена в пособничестве РФ. Здесь польским властям сыграл на руку «СП-2», который позволил Варшаве давить на Берлин, поскольку Германия долго сотрудничала с российской стороной. Теперь же польские политики могут повернуть ситуацию в свою пользу, шантажируя Норвегию и Германию.
- Если Осло продолжит поставки в ФРГ, то устроит Польше «газовый голод». По логике поляков — так, Норвегия поможет России «душить» Польшу, — объяснил аналитик.
Юшков считает, что, возможно, Моравецкий пытается подкинуть именно такую идею. Но он считает, что мировой энергетический кризис начался ещё долго до того, как Россия объявила о проведении СВО на Украине. Конфликт Между Россией и странами Запада только усилил его, но в любом случае стоимость газа была бы намного выше, чем раньше, так как этому есть причина — мировой дефицит, заключил эксперт.