История с географией: от АО «Донаэродонстрой» до ГСК «ДОН»
В этом 2021 году АО «Донаэродорстрой» будет отмечать свой 65 - летний юбилей. Долгая трудовая деятельность предприятия началась в далеком 1956 году с приказа Министерства транспортного строительства СССР по созданию Управления строительства № 15 Главдорстроя или просто УС -15.
«Дороги – это нервы страны» - мало кто помнит, что эти слова принадлежали тогдашнему руководителю страны Н.С. Хрущеву. Мы вспомнили эти слова, чтобы проиллюстрировать то огромное значение, которое уделяло правительство Советского Союза строительству транспортных магистралей. Тогда руководство страны хорошо понимало, где взять ответственные и квалифицированные кадры для успешной и эффективной работы по строительству автомобильных дорог нашей необъятной Родины. Потому в УС-15 практически полностью вошел коллектив инженеров и рабочих из 8-й Дорожно-строительной дивизии. В те годы многие военнослужащие этой дивизии имели опыт строительства дорог в тяжелейших военных условиях – под артиллерийским огнем и под атаками вражеской авиации.
Условия строительства автодорог для УС -15 оказались тоже не простыми. Надо было прокладывать дороги по виноградникам и садам с плодовыми деревьями, по картофельным полям и прочим сельхозугодьям огромной Ростовской области в максимально щадящем режиме для урожая, который произрастал на этой территории и составлял одну из основных кормовых баз нашей страны.
В 60-70-е годы начинается масштабное строительство государственных автодорог Москва-Волгоград и Москва-Харьков-Симферополь. В этот период УС -15 преобразовывается в трест «Дондорстрой». Трест построил трассы Ростов-Орджоникидзе, Ростов-Новочеркасск, Ростов-Ольгинская-Волгодонск, Дебальцево-Луганск, Москва-Волгоград, Москва-Харьков-Симферополь, Новочеркасск, 3-ю продольную магистраль Волгограда, западный и восточный обходы Ростова, транспортные развязки и сеть внутриобластных дорог Ростовской и Волгоградской областей, улицы и площади Ростова-на-Дону, Батайска, Семикаракорска, Волгограда и других населенных пунктов нашей огромной страны.
Распался Советский Союз, появились новые социальные и хозяйственные отношения внутри страны. В 1992 году трест «Дондорстрой» акционировался и появилось предприятие АО «Донаэродорстрой».
Разумеется, это предприятие занималось строительством взлетно-посадочных полос аэродромов, что соответственно и отражено в его названии. За годы работы построены аэропорты в Ростове-на-Дону, Волгограде, Таганроге, Волгодонске, а также других городах и весях. Не обо всех построенных Донаэродорстроем аэродромах можно говорить на страницах открытой печати. К сожалению, обстановка на нашей планете делает необходимым пока присутствие и секретных объектов на территории нашей Родины.
Сегодня АО «Донаэродорстрой» принадлежит в равных долях Николаю Имедашвили, Владимиру Кирсанову и Алексею Кнышову. Кнышов и Имедашвили — друзья детства. В конце 90-х именно они приобрели имущество бывшего треста. Немного позже к ним присоединился и Владимир Кирсанов.
Совместными усилиями эти «три товарища», как уважительно называют их сотрудники, в течении нескольких лет аккумулировали и другие дорожно-строительные активы Ростовской области, которые позволили им в итоге создать группу строительных компаний «Дон». Эта группа объединяет несколько компаний. Строительством и обслуживанием дорог занимается АО «Донаэродорстрой», строительством промышленных объектов - «СМУ-Донаэродорстрой», а установкой систем автоматики, телемеханики и связи - ООО «Связьинформ». Наконец, строительство систем энергоснабжения является зоной ответственности ООО «Сигнал-строй».
Алексей Кнышов считает отправной точкой создания ГСК «Дон», как компании федерального значения – участие группы в строительстве отдельных участков трассы М4 «Дон» на территории Ростовской области. Стройка началась еще в 2005 году. Трасса М4 является одной из основных магистралей, которые соединяют север и юг России. Именно по этой трассе устремляются потоки машин в период летних отпусков, что раньше неизменно приводило к многокилометровым пробкам пока за дело не взялась ГСК «Дон». Трассу расширили, построили многоуровневые развязки, встречные полосы движения разделили защитными ограждениями и автодорога на участках, где вел работы «Донаэродорстрой» стала неотличима от лучших европейских автобанов.
География объектов, где проводила работы группа компаний стала постепенно расширяться. К Ростовской области добавились Воронежская и Волгоградская области, Краснодарский край. «За годы работы только в сфере капитальной реконструкции объектов РЖД мы охватили свыше полутора десятков российских регионов. Непрерывно наращивая мощности, холдинг вышел на просторы центральной России, Урала и Сибири», — поясняли в компании.
Потом появились новые крупные подряды, к которым «Донаэродорстрой» привлекал областной бюджет. Это, например, строительство новой трассы Ростов-Азов (7,5 млрд рублей), новой автодороги к аэропорту «Платов» (3,6 млрд рублей), шестиполосного участка транспортного обхода Аксая (8,9 млрд рублей) и другие.
В августе 2019 года акционеры АО «Донаэродорстрой» приняли решение о переводе компании в Москву. Рост федерального статуса обязывал быть ближе к центру принятия решений. «Этот шаг позволит вести ещё более эффективное взаимодействие с заказчиками и партнёрами по качественному выполнению обязательств нашего портфеля контрактов, по созданию в самых разных уголках России новых рабочих мест, по внедрению инноваций и передовых технологий», — говорилось в сообщении «Донаэродорстроя».
Год назад группе строительных компаний «Дон» удалось выиграть конкурс на получение контракта на строительство обхода Волгограда почти на 19 млрд рублей, а также обхода станицы Ленинградской в Краснодарском крае на сумму в 9,8 млрд рублей. Сейчас, по данным сайта «Ростендер», в портфеле «Донаэродорстроя» (без учёта обхода Краснодара) находятся строительные контракты на сумму более 59 млрд рублей.
Эти факты говорят о том, что Минтранс России фактически официально признал компанию, как одну из лучших компаний в России в сфере дорожного строительства.
Сегодня Кнышов, Имедашвили и Кирсанов являются соучредителями множества организаций, в том числе и ООО «ПО «Дондорстрой». Компания регулярно выигрывает различные дорожные тендеры в разных городах России — от Воронежа до Новгорода.
Один из последних контрактов ГСК «Дон» - контракт на постройку западного обхода города Краснодара был заключён в сентябре 2020 года. Во время посещения новых участков трассы «Таврида» в Крыму, министр транспорта Евгений Дитрих доложил президенту России Владимиру Путину, что этот проект будет завершён в 2023 году.
Дальний обход Краснодара станет частью трассы М4 «Дон» - трассы, с которой когда -то в 2005 году, как мы помним, начинался славный трудовой путь компании. В настоящее время сотни тысяч туристов, которые отправляются летом к Черному морю на автомобиле, попадают в многокилометровые пробки. Одним из самых проблемных участков оказался отрезок в районе хутора Коржевский на пути к Крымскому мосту. Для решения этой проблемы необходимо трассу М4 «Дон» и трассу «Таврида» соединить скоростной магистралью.
Предполагается, что трасса будет эксплуатироваться на платной основе. В материалах закупки отмечалось, что размер инвестиций исполнителя превысит четыре миллиарда рублей. Таким образом планируется долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство, содержание, ремонт и эксплуатацию платной автомобильной дороги. В 2021 году на эти цели потратят 3 млрд рублей, в 2022 году — 8 млрд, в 2023 — 20 млрд рублей.
Протяжённость магистрали составит более 50 км. На четырёхполосной трассе возведут три развязки, четыре моста, десять путепроводов. Дорога позволит разгрузить город Краснодар и подъезды к нему от транзитных потоков, идущих на юг. Принципиально важно на федеральном уровне, что трасса М4 «Дон» соединится с трассой А289 (Краснодар — Славянск-на-Кубани). Создание новой транспортной магистрали позволит не только обойти жилые районы города и зоны перспективной застройки, а что самое главное – дорога даст возможность автотранспорту быстро и без пробок попадать непосредственно к Крымскому мосту.
На конкурс было подано две заявки. Как следует из итогового протокола комиссии, победителем конкурса в конце августа 2020 года признано АО «Донаэродорстрой», стратегическими партнерами которого выступают АО «СМУ-Дондорстрой», ООО «СУ-873» и АО «ДЭП № 33». Первые две компании входят в ГСК «Дон». Решающим явилось обстоятельство, что победитель смог документально подтвердить опыт работ на 34,6 млрд рублей.
Однако будем непредвзятыми в наших суждениях и выводах. Безусловно, несмотря на широкую географию присутствия и довольно крупные контракты, компания пока не доросла до тех высот, которые позволяет достигнуть ее несомненный потенциал. Значит есть куда расти и куда стремиться считают основатели компании.
Пока «Донаэродорстрой» не входит в первую десятку рейтинга крупнейших дорожно-строительных компаний России, однако, будем надеяться, что это ненадолго.