«Ъ»: 16 лет назад громкое дело об убийстве Чикуна не прошло испытание в суде

ЮФ
Почти 16 лет назад, 10 июля 2009 года, Саратовский областной суд поставил точку в одном из самых громких уголовных процессов девяностых годов. В тот день коллегия присяжных заседателей повторно признала невиновными лиц, подозревавшихся в расправе над криминальным лидером Чикуном и его приближенными.
Виновные не были привлечены к ответственности. Мотивы и обстоятельства убийства продолжают обсуждаться и по сей день, спустя 30 лет, отметил «Ъ».
В июне 2004 года в Саратовском областном суде началось слушание дела об убийстве Игоря Чикунова, возглавлявшего одну из самых влиятельных ОПГ девяностых. Процесс проходил с участием коллегии присяжных в соответствии с законодательством, действовавшим до 2008 года.
Следствие длилось 9 лет после того, как 20 ноября 1995 года на окраине Саратова неизвестные ворвались в офис фирмы «Гроза» и расстреляли Чикуна и его окружение, игравших в карты. Спастись удалось лишь двоим - Александру Тормозову, получившему тяжелое ранение, и Армену Авакяну, ставшему ключевым свидетелем.
Убийство криминального авторитета, контролировавшего значительную часть бизнеса в регионе, вызвало широкий резонанс. Следственную группу возглавил заместитель министра внутренних дел Владимир Колесников. Рассматривались различные версии, но установить причастность конкретных лиц не удалось. Летом 2003 года оперативники Приволжского УВД на транспорте решили проверить Алексея Цыганкова, отбывавшего пожизненное заключение, на причастность к этому преступлению. Тот сознался в стрельбе в «Грозе».
Цыганков заявил, что собирал деньги с ювелирных магазинов для Чикунова. Следствие предположило, что мотивом убийства мог стать конфликт из-за распределения прибыли или борьба за влияние внутри группировки. По версии обвинения, Чикунов узнал об амбициях Цыганкова и решил его устранить, но тот опередил его.
Вторым стрелком Цыганков назвал Михаила Орлова, также занимавшегося сбором денег с ювелиров. По другой версии, Орлов и Цыганков решили отделиться от Чикунова и требовали часть бизнеса. Получив отказ, Цыганков затаил обиду.
Непосредственно перед судом следствие объявило о раскрытии не только исполнителей, но и заказчика преступления. По версии следствия, некий бизнесмен был недоволен размером «дани», которую требовал Чикун. Однако на суде имя предполагаемого заказчика не упоминалось, а все материалы, связанные с ним, были исключены из дела.
После первого оправдательного приговора вдова Игоря Чикунова сообщила журналистам, что вслед за присяжными не может назвать подсудимых виновными. После повторного рассмотрения дела она предположила, что Михаила Орлова и Алексея Цыганкова хотели осудить за убийство ее мужа с целью якобы сокрытия имен истинных заказчиков и исполнителей. По версии Ларисы Чикуновой, преступников следовало искать в нефтяной сфере и региональных элитах.