Целиков рассказал, как иномарки забрали российские дороги у «Жигулей» и «Нив»
Аналитик Сергей Целиков представил анализ автомобильного рынка России 90-х годов и рассказал, как иномарки потеснили "Жигули" и "Нивы".
Эксперт напомнил о том, как зарубежные автомобили вытеснили с российских дорог отечественные "Жигули" и "Нивы". Десятилетие с начала 1991 по конец 1999 года ознаменовалось существенными изменениями в структуре автомобильного парка России. Целиков подчеркнул, что период с 1991 по 1994 годы был особенно сложным для статистического анализа из-за распада СССР и последующего разделения экономического и таможенного пространства между бывшими республиками. На фоне непростой ситуации некоторые статистические данные формировались на основе оценочных расчетов.
По данным на конец 1990 года, в России было зарегистрировано 8,9 млн легковых автомобилей, причем около половины из них были произведены АвтоВАЗом. Доля иномарок в то время была невелика и составляла всего 2%.
В 90-е годы ситуация резко изменилась с приходом большого количества новых и подержанных импортных машин. Первоначально их поставки, осуществляемые как компаниями, так и частными лицами, практически не контролировались. Позже начали появляться официальные дилеры некоторых зарубежных брендов. В результате к концу 1996 года доля иностранных автомобилей в российском автопарке превысила 8%, а к 2000 году достигла почти 15%.
Количество автомобилей в стране росло стремительно. В 1991 году было зарегистрировано 9,8 млн автомобилей, а к 1995 году их число увеличилось до 14,7 млн. В 1999 году показатель уже достигал 19,7 млн единиц.
К началу 2001 года автомобильный парк России составлял 20,35 млн легковых автомобилей. Уровень автомобилизации вырос до 130 автомобилей на 1 000 человек. В Москве было зарегистрировано более 2 млн автомобилей, что соответствовало 224 автомобилям на 1 000 жителей.
В начале нового тысячелетия марка Lada по-прежнему занимала значительную часть отечественного автопарка, почти половину. Более 35% приходилось на модели "классического" семейства, 9,3% – на автомобили семейства "Самара", а 3,9% – на "Ниву".
К 2001 году иномарки прочно закрепились, заняв 14,8% автопарка, что в количественном выражении составляло 3,02 млн автомобилей. Из них 876 тысяч (4,3% от общего числа) были праворульными. Это стало следствием высокой автомобилизации Дальнего Востока и Сибири за счет импорта подержанных японских автомобилей. Особенно быстро росла доля зарубежных марок в столице, где почти каждый четвертый автомобиль (23%, или 475,9 тысяч единиц) был иностранного производства.
