Эксперт Давиденко: ремонт автомобиля б/у деталями по ОСАГО имеет риски
В 2024 году отраслевым сообществом активно обсуждался вопрос применения бывших в эксплуатации деталей для ремонта автомобилей по полисам ОСАГО. Центральный банк, который ранее отклонял такие законопроекты, дал зеленый свет инициативе страховщиков.
Максим Давиденко, руководитель отдела развития дополнительных продуктов ГК Альфа-Лизинг, в беседе с "Южным Федеральным" оценил риски реализации такой программы. Эксперт пояснил, что соответствующее решение обусловлено несколькими факторами, включая резкое сокращение поставок в страну новых запчастей из-за санкций и уход иностранных производителей с авторынка России.
Из-за санкций время ожидания новых запчастей увеличилось в два-три раза, что затрудняет выполнение обязательств по ремонту автомобилей в установленные законом сроки. Как результат, доля ремонтов по ОСАГО, то есть так называемого «натурального возмещения», упала ниже 5%, а денежных компенсаций автовладельцам часто не хватает на полноценное восстановление транспортного средства.
Использование старых запчастей несет определенные риски. В качестве примера собеседник "ЮФ" привел ухудшение качества ремонта. Бывшие в употреблении детали, даже если они находятся в хорошем состоянии, могут иметь скрытые дефекты. Кроме того, они обладают невысоким ресурсным уровнем, что особенно критично для комплектующих, влияющих на безопасность управления автомобилем, в частности элементов подвески.
Эксперт отметил, что отсутствие четких стандартов использования и гарантий на такие запчасти может привести к росту аварийности на дорогах. Важно четко определить технические нормативы для оценки состояния бывших в эксплуатации деталей и внедрить методы контроля качества ремонта. В противном случае автовладельцы могут столкнуться с серьезными последствиями, включая риск угонов автомобилей для разбора на запчасти.
Хотя инициатива по использованию б/у запчастей может показаться логичной в условиях дефицита, она требует тщательной проработки и внедрения строгих норм контроля. Более эффективной альтернативой может стать ремонт восстановленными запчастями. При их изготовлении заменяются и сломанные, и просто изношенные элементы агрегата, поэтому качество таких запчастей выше, плюс они больше соответствуют новым по уровню износа, озвучил вывод специалист.