Эксперт Ирина Франк рассказала, насколько подорожают автомобили после повышения с 1 декабря утилизационного сбора

С 1 декабря 2025 года владельцы мощных иномарок, гибридов и электрокаров могут столкнуться с многократным увеличением стоимости своих автомобилей. Причина — планируемое изменение расчета утилизационного сбора, который впервые привяжут к мощности двигателя.
«Южный Федеральный» вместе с генеральным директором компании Frank Auto Ириной Франк разбирался, какие машины и насколько подорожают, и почему ждать с покупкой может быть невыгодно.
Как вырастут цены
Расчеты показывают, что для мощных автомобилей нововведение обернется заметным подорожанием. К примеру, стоимость новой Toyota Camry мощностью 200 сил на российском рынке может достичь 6,5 млн руб., тогда как ее мировая цена эквивалентна примерно 2,7 млн рублей, отметила эксперт.
Она привела примеры потенциального роста цен для новых автомобилей:
- LiXiang L9: текущая цена примерно 7,9 млн руб., после изменений — до 8,4 млн руб. (плюс 500 тыс. рублей);
- Zeekr 001: текущая цена примерно 6,2 млн руб., после изменений — более 6,5 млн руб. (плюс 300–400 тыс. рублей);
- Mercedes-Benz GLE Coupe: текущая цена примерно 9,2 млн руб., после изменений — до 10 млн руб. (плюс 800 тыс. рублей).
«Популярный кроссовер BMW X5 с пробегом (но не старше 3 лет) сейчас стоит в среднем 7,5 млн руб., а после вступления в силу всех готовящихся изменений цена может возрасти до 8 млн руб. — прибавка составит около 500 тыс. рублей», - пояснила Ирина Франк.
Особенно сильно могут пострадать покупатели гибридов и электрокаров, так как большинство из них имеют мощность выше 160 сил. В результате объемы их ввоза в страну могут заметно сократиться.
Региональный аспект
Наша собеседница считает, что изменения по-разному отразятся на регионах. На Дальний Восток, где исторически велик объем ввоза подержанных автомобилей из Японии, эти нововведения повлияют не так сильно, как на другие регионы — около 90% ввозимых из Японии машин имеют мощность менее 160 сил и сохранят льготный статус.
Однако импорт из Китая и Кореи, где доля мощных автомобилей превышает 80%, для частных лиц может стать нерентабельным. Это скажется на общей доступности транспорта для жителей таких регионов, где праворульные машины традиционно покупают реже.
Влияние на рынок и смежные отрасли
Повышение утильсбора ударит по сегменту подержанных автомобилей и может привести к общему росту цен на рынке на 20–30%. Это не только снизит доступность транспорта для населения, но и затронет смежные отрасли: автосервисы, логистику и страхование, что приведет к сокращению деловой активности и рабочих мест.
Но есть и хорошие новости: ожидается, что новая мера также ускорит процесс локализации производства иностранных брендов на территории России, поскольку сборка автомобилей внутри страны позволяет избежать уплаты утилизационного сбора при ввозе, добавила Франк.
Стимул для промышленности и экологии
Повышение утилизационного сбора — это еще и инструмент промышленной политики. Его ключевая задача — стимулировать дальнейшую локализацию производства автомобилей на территории России. Для компаний, которые собирают машины внутри страны, утильсбор частично или полностью компенсируется государством, которое тем самым создает для них более выгодные условия по сравнению с конкурентами, которые полагаются только на импорт.
Эта мера позволит загрузить производственные мощности российских автозаводов, которые ранее простаивали после ухода западных брендов. Уже сейчас налажено активное технологическое сотрудничество с китайскими партнерами, в рамках которого происходит обмен опытом и повышение квалификации российских специалистов. Формируются новые операционные цепочки и создаются рабочие места — как на сборочных линиях, так и у поставщиков комплектующих.
Кроме того, формально средства от утильсбора направляются на развитие инфраструктуры переработки отслуживших свой срок автомобилей. Это включает в себя создание пунктов приема, утилизацию опасных материалов (масла, жидкости, шины) и переработку металлолома. Получается, средства, которые государство получает за утилизационный сбор, также способствуют развитию программ экологического мониторинга и снижению ущерба окружающей среде.
Что в итоге?
Планируемая реформа знаменует новый этап в развитии российского авторынка. Ее цель — стимулировать локализацию производства и изменить структуру автопарка в стране. Для конечного потребителя эти изменения приведут к перераспределению цен и доступности различных моделей.
«Но в будущем новые ставки утильсбора могут привести к тому, что модели премиум-сегмента окажутся в более высокой ценовой категории — а спрос на бюджетные автомобили и машины российской сборки так или иначе будет расти», - подвела итог руководитель Frank Auto .