Что такое инклюзивное образования и его преимущества

Каждый ребенок имеет право на получение качественного образования, которое закреплено на законодательном и международном уровнях. То есть, родители детей с ограниченными возможностями в праве делать выбор в пользу того или иного учреждения, а также конкретной формы обучения. Во главу угла ставится прежде всего максимальная польза для учащегося. Однако, что касается детей с ограниченными возможностями, обеспечить их подобающее обучение без должной инфраструктуры затруднительно. Перспективы инклюзивного образования как раз сведены к тому, что государство стремится устранить любые преграды перед получением качественного образования.

На сегодняшний день актуальна многоцелевая программа Доступная среда, ключевая задача которой заключается в формировании условий беспрепятственного доступа учеников с ограниченными возможностями ко всем предметам и услугам, которые имеют место быть в процессе обучения. При этом полный комплекс мероприятий по решению проблем отдельных слоев населения должен быть выполнен к 2020 году. Поддерживается он региональными и федеральными органами власти.

Мероприятия по Доступной среде делятся на несколько направлений. В первую очередь, это обустройство предназначенных для обучения территорий и зданий. Все ученики должны обладать возможностью беспрепятственно войти и передвигаться по образовательному учреждению. С этой целью предусмотрено оснащение ступеней и мест с резкими изменениями высот пандусами. Кроме того, предполагается монтаж мобильных подъемников. В специальном обустройстве нуждаются также спортивные раздевалки, столовые, санузлы.

Для обустройства непосредственно аудиторий, в которых проводятся занятия, необходимо использовать дополнительные устройства, призванные делать процесс обучения детей с ОВЗ более комфортным. К таковым приборам относятся, например, принтеры Брайля, адаптированные клавиатуры, обучающие видео- и аудиоматериалы и так далее.

Помимо прочего, нововведений требует состав персонала. В распоряжении каждой средней школы или высшего заведения должен находится специалист-дефектолог, которому будет предоставлен отдельный просторный кабинет. В нём он сможет регулярно принимать детей для проведения коррекционных и развивающих работ на основе раздаточно-методических материалов. Также в рамках Доступной среды огромное значение имеет работа психолога.

Автор: Татьяна Борисова