Ростовская область: В ФСБ переданы материалы о коррупционном сговоре на пиаре властей
В Ростовской области выявлены признаки сговора поставщиков в госзакупках на освещение работы органов региональной власти. Об этом говорится в пресс-релизе Центра антикоррупционной политики (ЦАП) партии «Яблоко».
По подсчетам центра, в 2016 году правительство Ростовской области, Заксобрание, городская администрация и Дума Ростова потратили 192,1 миллиона рублей на освещение своей деятельности в масс-медиа. Иногда списки закупок выглядели и вовсе комично. Например, власти выделили деньги на «освещение инновационных методов управления города».
Заявление по обнаруженным фактам передано в Правительство РФ и ФСБ.
По данным авторов релиза, речь идет о картельном сговоре поставщиков в госзакупках на освещение работы органов власти, или, как чаще пишут в СМИ, - на „пиар“. Эксперты утверждают, что в Ростовской области с 2014 года конкурсы в этой сфере деятельности проводились так, что 10 госконтрактов выигрывали две фирмы с практически идентичными названиями, учредителем которых является один человек. Он же, по информации из официальных открытых источников, тесно связан с региональной администрацией.
„Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «ЯБЛОКА» обнаружил признаки сговора поставщиков (картеля) в госзакупках на освещение работы губернатора, заксобрания и других органов власти Ростовской области в масс-медиа на сумму 158,5 млн руб. Большую часть госконтрактов на пиар получает фирма помощника депутата городской думы Ростова-на-Дону от «Единой России» Сергея Шереметьева“, - говорится в релизе.
В феврале 2016 года Северо-Кавказское информационно-аналитическое агентство выиграло конкурс на 26,77 млн рублей на освещение деятельности администрации Ростова-на-Дону в печатных и электронных СМИ, а в декабре 2016 года получило аналогичный заказ от Ростовской гордумы на сумму 6,68 млн рублей.
Шереметьев к тому времени занимал должность заместителя председателя Думы Зинаиды Неярохиной - главы города, напоминает РосПресс.
„10 госконтрактов на сумму 111,3 млн получили два общества с почти идентичными названиями «Северо-Кавказское информационно-аналитическое агентство» (ИНН 6164245635) и «Северо-Кавказское Информационное Агентство» (ИНН 6162029639). Оба учредил Тюрин Игорь Вячеславович. Последний упоминался как помощник депутата Ростовской-на-Дону городской Думы от партии «Единая Россия» Сергея Шереметьева на официальном сайте муниципального органа. Тюрин также является бизнес-партнёром по компании „Фабрика“ Алексея Санина ‒ соучредителя ростовского отделения «Объединённого народного фронта» Владимира Путина (ОНФ)“.
Кроме того, Тюрин является мужем советника губернатора Ростовской области Светланы Мананкиной, которая приехала с Василием Голубевым в Ростов-на-Дону после его назначения главой региона, добавляет со ссылкой на собственный источник в областном правительстве ростовский „Блокнот“.
От Гордумы фирмы помощника депутата Тюрина получили 46,4 млн руб. Из них 13,5 млн в рамках предполагаемого сговора, а 6,9 млн были разыграны в 2015 году на фиктивном тендере с другой фирмой Тюрина - ООО «Донмедиа», продолжают авторы доклада.
В документе приводится полный перечень сомнительных госзакупок.
При этом экономия бюджета на всех изученных тендерах была небольшой: она не превысила 1,65%, пишет источник.
„В большинстве случаев контракты заключены по максимальной цене, средний торг составил 0,3 % от начальной цены. Подставные конкуренты на торгах ни в одной случае не пытались снижать цену“, - говорится в релизе.
В комментарии газете „Ведомости“ Игорь Тюрин заявил, что уже давно не является помощником Шереметьева.
«Заказы мы получили, выиграв в открытом конкурсе, мы участвуем в торгах с 2002 г., у нас хорошая репутация. Кроме цены учитывают же квалификацию участника – у нас она достойная. В любом случае это всегда открытые процедуры, есть конкуренты. Поэтому сложно ответить, что именно нам помогает, – наверное, то, что мы давно этим занимаемся», – говорит Тюрин.
По его словам, по одному из конкурсов контрагентами могут быть 54 районные газеты, «на которые выделяется определенная сумма, так что не все так страшно и относительно других регионов довольно скромно».
Руководитель ЦАПа („Яблоко“) Сергей Митрохин на это отметил, что «если даже Тюрин уже не является помощником депутата, связи, благодаря которым он выигрывает тендеры, у него остаются».
Кроме того, специалисты „Яблока“ указывают на солидное количество заказных статей в донских СМИ, где восхваляется работа властей.
„Под эту кормушку работают специальные пиар-агентства и продажные СМИ, которые пишут заказные материалы, восхваляющие власть. Сама по себе коррупционная практика такого пиара обрастает ещё и фаворитизмом на торгах. Получается двойной "распил"“, - рассказал "Блокноту" Сергей Митрохин.
„Ростовская область традиционно тратит на пиар больше других южных регионов. В списке закупок, например, доходящее до абсурда «освещение инновационных методов управления города». При этом предвыборная риторика о снижении трат на пиар прекратилась, регионам дан карт-бланш на расходы, и это неправильно“, - считает и заместитель руководителя Центра, юрист Алексей Карнаухов.
Полтора года назад, в декабре 2015-го, вопрос трат регионов на информационные услуги обсуждался на высшем уровне. Президент России Владимир Путин осудил губернаторов за непомерные вложения в самопиар.
В частности, тогда президент резко раскритиковал политику тогдавшнего губернатора Сахалина, который планировал направить на улучшение имиджа главы региона 600 миллионов рублей. Именно эти 600 миллионов - самый сильный удар по имиджу главы региона, заявил Путин. Сейчас коррупционное дело Александра Хорошавина является одним из самых громких в стране.
«Это, по сути, нецелевое использование средств, и нужно изобрести такую формулу, которая не позволила бы деньги, которые можно было бы, как вы сказали, использовать для решения социальной задачи, в частности, на строительство детских садов, тратить на этот голый пиар», — сказал Путин.
При этом глава государства признал, что в стране слабо работают механизмы контроля над ситуацией. Главы регионов игнорируют установки президента, отмечает „Политсовет“.
На то время траты по этой статье выросли на полмиллиарда рублей. Расходы регионов на 30 сентября 2015 года по статье "СМИ" увеличиличь на 422 млн руб. – с 36,158 млрд до 36,580 млрд руб. Таковыми на момент заявления президента были данные ОНФ, предоставленные Министерством финансов.
Как теперь напоминают СМИ, политика по тратам губернаторов на „пиар“ начата жесткая.
„Траты на пиар – это одна из самых коррупциногенных статей расходов. Целый ряд глав регионов, например, губернатор Самарской области Николай Меркушкин или уже экс-руководитель Карелии Александр Худилайнен, получали «по шапке» за свои необоснованно высокие позиции в рейтинге цитируемости губернаторов“, - пишет „Собкор“, ссылаясь на исследование ИАС „Медиалогия“. На примере трех регионов из Центральной России аналитик показывает интересную тенденцию: фамилии именно тех губернаторов, чьи информационные показатели растут, по различным исследованиям, значатся и в списке потенциальных „отставников“.
"Южный Федеральный"