Никому не нужный карабахский конфликт: Случайно подслушанная история

19/09/2018 - 21:04

Тридцать лет карабахского конфликта так далеко развели азербайджанский и армянский народы по разные стороны баррикад, что, находясь сейчас на месте событий, трудно представить, что армяне и азербайджанцы когда-нибудь снова станут добрыми соседями, какими они были прежде, до 1988 года. 

Еще в советские времена жители других республик отмечали не без удивления и зависти, что армяне и азербайджанцы очень близки, стараются держаться друг друга, и песни поют одни и те же, и имеют одинаковые – ну, или почти одинаковые - взгляды на жизнь. Мало было народов, столь похожих.

Так говорили все, и потому карабахский конфликт стал настоящей трагедией. Он разлучил два народа и сделал их врагами.

Однако, отдаляясь от Южного Кавказа с его тлеющей карабахской войной, я уже не раз обнаруживал, что там, в стороне два народа продолжают оставаться близки, все так же танцуют под одну музыку, ведут общий бизнес и даже роднятся. С обеих сторон кто-то может осуждать такое положение, но лично у меня разливается в груди теплое и доброе чувство, когда я вижу азербайджанцев и армян, танцующих на одной свадьбе или поднимающих друг за друга тосты…

Хочу рассказать об одном разговоре, невольно подслушанном мною во время недавней поездки в Санкт-Петербург по делам работы. 

Я ужинал в одном из ресторанов северной столицы. И вдруг услышал откуда-то справа голоса с характерным акцентом. Независимо от себя начал прислушиваться.

Как я понял, ужинала кампания мужчин лет за пятьдесят. Это были армяне и азербайджанцы. Обсуждали свой бизнес, рассказывали, как у кого идут дела, какие проблемы, решали, чем кому нужно помочь. Видимо, за столом собрались приятели.

Постепенно разговор перешел на карабахскую тему. Должен сказать, что в стороне от своего региона азербайджанцы и армяне стараются этот больной вопрос не затрагивать.

Так вот, просто, обыденно вспомнили о проблемах с бизнесом в Армении, о том, о сем, а потом разговор переместился в Карабах. Я весь превратился в слух и, признаюсь, ловил каждое слово. Меня очень тронуло, что собеседники все время повторяли, что никому этот конфликт не нужен, что простой народ только страдает от этих затей политиков, что пора уже его прекращать и снова жить в мире, как прежде. Даже произнесли за это пару тостов.

Потом стали рассказывать свои истории. Азербайджанец, которого называли Тофиком, рассказал, что в 1992 году воевал на Агдамском направлении. Из армянского села Храморт постоянно обстреливали центр находившегося рядом крупного азербайджанского города Агдам. Ситуация становилась невыносимой, и тогда администрация города вызвала на помощь спецназ.

«Позднее я узнал, что это была разведывательно-диверсионная группа Ибада Гусейнова, - рассказывал Тофик. - Мы о нем много слышали, знали, что он очень дерзкий боец. Наш отряд двинулся за его разведчиками, а сам Ибад шел впереди группы. На подходе к селу ребята Ибада разбили несколько армянских постов и вошли в Храморт. Стоявшие в селе армянские бородачи к тому времени позорно ретировались и попрятались в горах.

Помню, как мы вошли в село. В центре Храморта находилась школа. Ибад без оглядки распахнул двери и вошел туда, оттуда послышались крики. Оказывается, там собралось местные женщины и дети. Они, конечно, испугались, увидев азербайджанца, Ибад им объяснил, чтобы они не боялись - он с безоружными людьми, женщинами и детьми не воюет. «Мы воюем только с боевиками и террористами», - сказал он. Позже он приказал своей группе оставить село и возвращаться. Вот так я впервые увидел в бою легендарного героя Ибада Гусейнова». 

После небольшой паузы, разговор продолжился. На этот раз говорил армянин. Он сказал, что тоже слышал про Ибада от своего дяди, который воевал в той же зоне. По рассказам дяди, он знает, что Ибад никогда не трогал безоружных. Он не раз попадал в такие ситуации, в том числе и за линией фронта, и не стрелял в женщин и детей. Но та история с Храмортом, к сожалению, все равно закончилась печально, сказал он. После того, как Ибад вывел своих бойцов из села, туда вошел другой азербайджанский отряд. В это время местные жители, успокоенные благородством Ибада Гусейнова, покинули свое «укрытие» в школе...

Тут армянин сделал паузу, будто не хотел продолжать. Но все же сказал: «Мародеры ограбили село. Среди мирных жителей были убитые и раненые».

Тофик подтвердил, что, да, так и было. И добавил, что, когда Ибад приказал покинуть село, среди азербайджанцев находились недовольные тем, что он, мол, не позволил им даже заложников взять и отомстить за постоянные нападения на Агдам. 

«Меше чаккалсыз олмаз», – хриплым голосом сказал азербайджанец Тофик. Что в переводе с азербайджанского означает «лес без шакалов не бывает». (похожий по смыслу русский вариант: «в семье не без урода»).

Сидящие за соседним столом помолчали. Потом другой армянин из кампании произнес: «Ничего, брат, наши тоже многое натворили. И у ваших, и у наших были шакалы. Но зато были и люди, как тот парень, про которого вы рассказали. Не знаю, кто это такой, но давайте выпьем за настоящего мужчину».

Послышался звон бокалов. Неприятную для всех тему решили закрыть, и друзья продолжили беседу о том, о сем. О делах мирной жизни.

Но я так и не смог доесть свой ужин. Застрявший в горле ком не позволял. Я думал о том, что эти два народа, потеряли целых тридцать лет на конфликт, который никому из них не был нужен. Он был нужен кому-то другому, но жертвами стали эти народы.

И, честно говоря, я даже позавидовал этой дружной компании. И захотелось подойти, присесть рядом и произнести тост. За благородного парня Ибада Гусейнова, за всех честных и порядочных людей, которые, несомненно, были и есть и по ту, и по эту сторону…
 

Источник: 

kavkazplus.com, фото источника

Автор: Анна КВЯТКОВСКИ