Венесуэла: предчувствие гражданской войны
Венесуэла переживает кризис. Кризис, связанный с тем, что народ выбрал свой собственный путь развития. По крайней мере, большая его часть. Желание быть собой связывает Венесуэлу и Россию. Какой опыт мы можем извлечь из венесуэльских событий?
Венесуэла – государство, обладающее самыми большими в мире запасами нефти, государство, которое приступило к строительству национального социалистического государства с «боливарианским» лицом. Государство, в котором присутствуют наши национальные интересы. И это государство переживает жесточайший политический и экономический кризисы.
Хронология событий
В 1998 году в результате президентских выборов к власти приходит харизматичный отставной полковник Уго Чавес. Опора Чавеса – социальные низы и армия, которые откликнулись на провозглашенную Чавесом политику боливарианского социализма. Это означает: во внутренней политике усиление президентской власти с опорой на народ. Народное волеизъявление по ключевым вопросам должно осуществляться посредством референдумов и соцопросов. В экономике – национализация ведущих отраслей и фиксация цен на ключевые товары. Во внешней политике – объявление США «сатаной» и интеграция с латиноамериканскими странами.
2002 год. Попытка переворота, организованного оппозицией.
2006 год. Чавес переизбирается на второй срок. Оппозиция обвиняет его в организации диктатуры. В ответ Чавес закрывает оппозиционную телекомпанию RCTV.
2009 год. Посредством референдума Чавес получает возможность изменить Конституцию и избиратся на должность президента неограниченное количество раз.
2012 год. С поддержкой 54% избирателей Чавес в очередной раз побеждает на выборах.
В марте 2013 умирающий Чавес назначает преемником Николаса Мадуро. Мадуро с небольшим перевесом побеждает на президентских выборах. В связи с падением цен на нефть экономическая ситуация ухудшается.
2014 год. Проблемы с продовольствием приводят к широким протестным выступлениям. Полиция жестко подавляет выступления. Лидер оппозиции Леопольдо Лопес приговорен к тюремному сроку.
В 2015 году оппозиция получает большинство в парламенте.
2016 год. В стране гиперинфляция. Мадуро вводит чрезвычайное положение и прямое президентское правление.
2017 год. Президент Мадуро через Конституционный суд пытается лишить парламент власти и объявляет о созыве Учредительного собрания, призванного изменить Конституцию.
2018 год. Гиперинфляция и деноминация национальной валюты достигают более 100 тысяч процентов. К концу года прогнозируемая инфляция – миллион процентов. На фоне экономической коллапса в стране проводятся досрочные президентские выборы. Мадуро в очередной раз набирает большее количество голосов и остаётся президентом.
США, Евросоюз и некоторые латиноамериканские страны отказались признавать итоги выборов. В августе произошла попытка покушения на Мадуро с помощью дронов. Оппозиция назвала эту акцию постановочной.
Правительство Мадуро предпринимает меры по борьбе с кризисом: ослаблен валютный курс и разрешен коммерческий валютный обмен, повышены цены на бензин, который для венесуэльцев был практически бесплатный. До этого бензин в больших количествах контрабандной продавался в соседние страны, подогревая коррупцию и создавая внутренний дефицит топлива.
2019 год. Обострение кризиса. 10 января переизбранный президент Мадуро приведен к присяге. Венесуэльская оппозиция отказывается признавать итоги президентских выборов, и 11 января провозглашает председателя парламента Хуана Гуайдо главой государства. В этом качестве Хуана Гуайдо признают США, ЕС, ряд стран Латинской Америки. Выразили поддержку законно избранному президенту Россия, Китай, Турция, Мексика, Куба, Уругвай.
В ответ Мадуро разрывает дипотношения с США с требованием к американским дипломатам покинуть страну в трехдневный строк. В пику законному президенту оппозиция объявила о сохранении дипотношений. По сообщению ТАСС, Гуайдо уже назначил временного поверенного в делах Венесуэлы.
Блумберг сообщил, что Банк Англии отказался вернуть Венесуэле золотые слитки на сумму 1,2 млрд. Комментариев от Банка Англии по поводу этого решения не последовало.
Армия и полиция сохраняют лояльность в отношении законно избранного президента Николаса Мадуро, хотя Гуайдо сообщает о «консультациях» с военными в целях недопущения кровопролития.
Причины кризиса
Национализация. В рамках концепции «боливарианского социализма» национализирована ведущая нефтедобывающая компания Венесуэлы - PDVSA. В результате национализации резко упало качество кадрового потенциала компании: самолёты из Майами летали полупустыми, а из Каракаса полностью заполненными. Отток специалистов тут же сказался на объемах добычи нефти, - основного экспортного продукта и источника налоговых поступлений.
Фиксированные цены на продукты первой необходимости, что приводило к «вымыванию» дешевых продуктов из магазинов в пользу «черного рынка». Борьба с «черным рынком» больно била и по местному бизнесу, подогревая протестные настроения
Противодействие росту цен привела в итоге к национализации 40 процентов торговых сетей. Что было вполне приемлемо.
Фиксированный обменный курс национальной валюты наряду с положительным эффектом привёл к расцвету контрабанды.
Коррупция. Не то чтобы харизматичный Чавес или его последователь Мадуро не боролись с коррупцией. Но контрабанду «крышевали» армейские чины. Причем это все представлялось не как позорная взятка, а как оказание услуги, за которую положено законное вознаграждение. Таким образом, ни Чавес, ни Мадуро свою главную опору – армию особо не трогали.
Вся эта сложная схема как-то работала до момента обрушения цен на нефть в 2014 году. После обвала нефтяных цен придерживаться социалистических принципов, опираясь исключительно на нефтяные валютные поступления, оказалось невозможно. Но экономику добило не падение нефтяных цен, а ураган «Эль-ниньо», случившийся в 2017 году. Ураган вызвал крупнейшую за последние 50 лет засуху. Обмеление рек привело к сокращению выработки электроэнергии и неурожаю. В результате промышленность практически остановилась. Продовольственный кризис усилился.
Тем не менее, правительство делало всё возможно для стабилизации ситуации.
В госмагазинах упорядочили покупки и ввели жесткий контроль над их количеством.
Частично отпустили валютный курс.
Перестали специально занижать «справедливые цены», подняли цены на бензин.
Эти меры позволили пережить тяжелый 2017 год и перезапустить экономику. В таких тяжелейших условиях правительство не оставило людей наедине с их проблемами, не допустило голода. Народ это чувствовал и, несмотря на присущий темперамент, сохранял лояльность законному президенту. Народ увидел, что дно кризиса уже пройдено, и сейчас должно наступить улучшение ситуации.
Но не остались в стороне североамериканские партнеры. При Обаме «мягко», а при Трампе уже и жестко осложнявшие жизнь строптивого государства. В частности, США отказались продавать «легкую» нефть, необходимую для добычи и транспортировки «тяжелой» венесуэльской нефти. «Партнеры» всячески затрудняли банковские платежи Венесуэлы при покупке продовольствия и лекарств.
Всякий кризис полезен нам только в случае усвоенных уроков
- Цинизм США во внешней политике, который просто уже зашкалил. А выражается это в том, что любой человек с улицы, даже без соблюдения демократических процедур может объявить себя и.о. президента и будет признан государствами, заинтересованными в дестабилизации.
- «Ваши деньги – это наши деньги». Без объяснения причин можно отказаться возвращать деньги, арестовывать любые активы.
- В передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян призвал извлечь из событий в Венесуэле ряд уроков.
– США внедряются в политическую элиту страны, в госструктуры, воздействуют на гражданское общество через разного рода фонды . Ошибкой лидеров всех стран, где произошли «цветные революции», было заигрывание с США.
– Россия в лице её элит должна понять, что подобная «цветная» технология по «вскрытию банки» может быть (и будет) проведена с ней.
– Мы стоим перед вопросом, как национальное государство должно противостоять глобальному государству (США и их сателлитам).
В свою очередь примечательно, что так горячо обсуждаемые и популярные в народе экономические методы, такие как «дешевый бензин», национализация ресурсодобывающих отраслей и торговых сетей, жесткий валютный курс совершенно не обязательно должны привести к народному процветанию, а в некоторых ситуациях только усиливают кризис. Для победы над коррупцией необходимы не только «жесткие репрессии и массовые посадки», а кропотливая работа по созданию системы, затрудняющей коррупционное вмешательство чиновников. Венесуэльский кризис должен дать пищу для ума не только системным аналитикам на самом высоком государственном уровне. «Простым людям» придется учиться элементарной экономической грамотности, для того чтобы понимать: простых решений сложных проблем не бывает. Простые и быстрые решения подсовывают там, где хотят обмануть.
Южный Федеральный, фото из открытых источников