Стабильность: почему цена на нефть падает, а бензин в России не дешевеет вслед за ней
После антирекордного падения цен на нефть в марте и последующем «добивании» её пандемией коронавирусной инфекциии, в европейских странах подешевел бензин. Но не в России, стране, к тому же, активно экспортирующей нефтепродукты. Кажется, что, чем дешевле сырьё, тем дешевле готовый продукт, но здесь, в данном случае, эта логика не работает. Но стабильно дорогостоящему российскому бензину есть объяснение.
Когда бензин дешевеет вслед за нефтью - это логичная цепная реакция, которая и произошла у большинства стран. Да, закупочная цена топлива ниже для европейских соседей, в то время как в России цена за бензин осталась практически неизменной, даже учитывая падение цен на нефть после срыва сделки ОПЕК в марте. Собственно, цены на бензин в нашей стране не менялись в сторону уменьшения след за дешевеющей нефтью, если не считать нескольких копеек от региона к региону.
Почему так происходит?
Ответ нашёлся накануне, когда, как сообщает РБК, в Минэнерго собрались вводить эмбарго на ввоз нефтепродуктом из-за рубежа. Дешёвых нефтепродуктов из-за рубежа. В том числе, полученных путём переработки российской нефти Urals, кто знает?
Издание приводит закупочную цену в пересчёте на нетбэк (цена за вычетом расходов на транспортировку товара и прочие издержки, иными словами - только товар) российского бензина популярной марки АИ-92 - 25,7 тысяч рублей за тонну. В то время как оптовая цена российского бензина АИ-92 внутри страны - 38,8 тысяч рублей за тонну топлива. То есть, выше более, чем на 13 тысяч рублей.
Какой вывод из этого можно сделать? Что реализация топлива внутри страны выгоднее. И вот теперь мы подходим к главному. Как пишет РБК, ссылаясь на три правительственных источника, Минэнерго планирует ввести запрет на ввод в Россию импортного топлива и других нефтепродуктов с целью поддержать отечественного производителя.
То есть, потребители в России смогут покупать отечественный бензин по стабильной цене, защищённой от ценовых скачков и неподдающейся рыночной экономике. С этой целью власти не будут допускать на свой рынок зарубежных поставщиков, чтобы наш бензин оставался конкурентоспособным, и россияне покупали только его. Это избавление от дешевых альтернатив на рынке.
Но как так получается - действует же механизм сдерживания?
Цены на топливо в России действительно сглаживаются за счёт так называемого демпферного механизма, демпфера. В данной ситуации он действует так: нефтяники за стабилизацию цен на готовый продукт получают компенсации от государства в премиальной системе - им не выгодно цены ни снижать, ни сдерживать. А в случае с недопущением на российские заправки дешёвого бензина от конкурентов им даже не придется хвататься за голову и смотреть вслед разворачивающимся и уезжающим в закат клиентам. Поэтому для простого автовладельца альтернатив не будет - стабильно заплатит и реализует антикризисные меры из своего кармана.
Читайте также: В России продукты подорожают на 20% из-за коронавируса
Южный Федеральный