«Лиза Алерт Юг» не поддерживает идею принятия закона о волонтерах

18/10/2012 - 14:37

Сегодня в ходе пресс-конференции, которая состоялась в пресс-центре «Южного Федерального», участники подразделения неформального общероссийского движения «Лиза Алерт Юг» высказали свое мнение относительно перспективы принятия федерального закона о волонтерах, идея которого уже витает в кулуарах Госдумы.

«Если закон потребует того, чтобы мы официально как-то зарегистрировались, мы будем максимально оттягивать этот момент», - заявил руководитель поискового отряда «Лиза Алерт Юг» Максим Максименко.

Он пояснил, что в ходе работы отряду уже приходилось вводить некоторые бюрократические элементы, и это только усложняло работу поисковиков, главное преимущество которых — мобильность и оперативность.

«В нашей базе находится 300 человек, которые готовы в любую минуту в любой форме приступить к поискам пропавшего человека. У нас отлично налажена система внутренних коммуникаций. В нашей группе «Вконтакте» - свыше 16 000 человек. Это позволяет нам моментально распространять нужную информацию и получать различную помощь от добровольцев, избегая ненужных формальностей», - пояснил журналистам ответственный за связи с общественностью в отряде «Лиза Алерт Юг» Роман Рыбалкин.

Волонтеры принципиально отказываются иметь дело с денежными пожертвованиями, сразу предлагая всем дарителям оказывать предметную помощь: пополнить счет на мобильном телефоне координатора группы, купить топливные карты для машин, которые участвуют в поиске, продовольствие, средства связи.

Следует отметить, что именно возможность оперативно мобилизовать большие группы людей насторожила российские власти. После трагедии в Крымске город в одночасье наводнили сотни добровольцев, которые начали оказывать пострадавшим самую разную помощь: расчищали дома и улицы, привозили и раздавали гуманитарную помощь. На фоне агрессивного настроя крымчан по отношению к действующей власти эта неформальная активность добровольцев показалась чиновникам настоящим вызовом со стороны гражданского общества. Блог-репортажи с мест стали главным источником информации о происходящем в Крымске и свидетельствовали не в пользу кубанских властей; кризис доверия к администрации Александра Ткачева стал очевиден на федеральном уровне. Чтобы хоть как-то взять ситуацию в свои руки, чиновники стали обвинять волонтеров в распространении ложной информации о трагедии и создании помех в работе официальных служб.

Добровольцам припомнили закон о проведении собраний, и на разных уровнях зазвучали опасения, как бы эта способность быстро и качественно самоорганизовываться не приобрела в стране массовый характер.

Проект закона о волонтерах еще не готов, но на фоне общей думской активности, направленной на запрещение всего и вся, можно не сомневаться в его перспективах. Сами волонтеры настаивают: ничем противоправным они не занимались и заниматься не собираются, а формализация волонтерского движения его просто убьет.

«Мы — никто, и звать нас — никак, и в этом заключается наше главное преимущество, - говорит Максим Поляков. - «Лиза Алерт» не занимается ничем противозаконным. Иногда в наши ряды попадают «активисты», которые идут на нарушение закона. Например, звонят нам экстрасенсы и кричат, что пропавший ребенок, скажем, находится в таком-то доме. Надо немедленно туда проникнуть, иначе — всё! Координаторы движения знают законы и никогда не пойдут на нарушение. А отдельные «активисты» идут, вламываются в чужую частную собственность, а потом попадают в КПЗ. Мы сами избавляемся от таких «помощников».

Максим Максименко говорит, что и без юридической регистрации в отряде действует жесткая система контроля и структура управления, которая просто необходима поисковикам. Ведь во всём мире волонтерство — это инструмент массовой работы, а не самоцель.

«Мы — это руки и ноги, голова — это правоохранительная система, - говорит руководитель отряда. - Мы всегда координируем свои действия со Следственным комитетом и по сути выступаем хорошо организованной рабочей силой там, где у силовиков просто нет человеческих ресурсов. Поэтому не надо считать, что мы собой подменяем силовые структуры. Это не так».

Хотя ребята не отрицают, что им, как заправским сыщикам, порой приходится садиться и разрабатывать целую программу оперативно-розыскных мероприятий. Так было в Большом Логу, где не так давно пропал пожилой человек. Как водится, правоохранители не стали принимать у семьи заявление о пропаже человека — сказали подождать трое суток. «Лиза Алерт Юг» ждать не стала, ребята тут же организовали поиски и вскоре выяснили, что на след пропавшего может навести запись видеонаблюдения в одном из местных магазинов.

«Но мы не имеем права требовать эту запись, мы — не правоохранители, нам никто ее не даст. Поэтому мы обратились к полицейским, объяснили ситуацию и попросили помочь. К сожалению, нас попросили ... подождать, пока пройдут выборы. В этот день в Большом Логу проходили выборы, полицейские были задействованы в этом мероприятии, и помочь нам было просто некому», - рассказал один из волонтеров.

Тем не менее в «Лиза Алерт Юг» хорошо отзываются о взаимодействии с полицейскими и заявляют о готовности продолжать сотрудничество. Также волонтерам уже предложило свою помощь Законодательное собрание Ростовской области. Планируется, что депутаты помогут добровольцам разместить в городе большие баннеры с информацией о поиске Саши Целых, пропавшей в августе этого года в районе хутора Калинин. В «Лиза Алерт Юг» убеждены, что девочка не утонула, и продолжают ее искать.

По данным «Южного Федерального», от исполнительной власти области волонтеры никаких предложений о помощи не получали. Удивительное равнодушие к активным молодым людям демонстрирует как молодежное крыло «Единой России» - «Молодая гвардия», так и знаменитый Комитет по работе с молодежью, который в области уже давно называют «комитетом по борьбе с молодежью».

Хотя только одна долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской области в 2011-2012 году» обошлась бюджету в 114 млн рублей.

Одна из целей этой программы так и звучит: «Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками инициативной и талантливой молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику».

Примечательно, что речь идет даже не о конкретных мероприятиях, а всего лишь о формировании некой системы, что, безусловно, дает получателям бюджетных средств самое широкое поле для деятельности.

Однако глава Комитета, успешный молодой функционер Сергей Чуев, почему-то упорно не замечает ту молодежь, которая готова бесплатно ночами прочесывать километры лесополос в поисках чужих детей. По данным «Южного Федерального», ни разу за время громких поисков Даши Поповой, когда «Лиза Алерт Юг» поставила под свои знамена почти 20 000 добровольцев, никто из «комитета по борьбе с молодежью» никакой помощи им не предложил.

Зато любой приезд оппозиционеров в Ростов всегда сопровождается целой армией «идейных» юных знаменосцев «Единой России» и «Молодой гвардии», на заботу о которых в следующем году Комитет намерен потратить очередную пару сотен миллионов бюджетных рублей.

Алена Касуха

Автор: Сергей САХАРКОВ