Обыкновенный лоббизм. О новых нормативах сотовой связи

03/06/2011 - 16:26

На сайте Минкомсвязи недавно был опубликован проект новой редакции Правил оказания услуг подвижной связи. Под "подвижной связью" в нормативных актах понимается сотовая связь, так что новая редакция этих правил коснется буквально всего населения страны, за исключением совсем уж отсталых слоев населения, поэтому проект рекомендуется к прочтению.

На сайте он выложен в виде doc-файла, с выделенными изменениями, так что читать его очень удобно. Но даже если вы читать этот документ не собираетесь, все равно скачайте: я хочу, чтобы вы это увидели. Откройте файл в текстовом редакторе и посмотрите в "свойствах документа", как зовут его автора...

О сверхнаглости

Даже нынешняя редакция "Правил" как-то подозрительно благосклонна к опсосам. Например, для рассмотрения претензий абонента оператору дан срок аж в шестьдесят дней – это при том, что даже органы власти обязаны отвечать на жалобы и запросы граждан в тридцатидневный срок. Но предлагаемые в проекте нововведения, похоже, имеют своей основной целью полное закабаление абонента.

Разумеется, в первую очередь узакониваются разного рода "SMS-услуги", которые сейчас, в большинстве своем, представляют собой либо лохотроны, либо условно полезные услуги, за которые, правда, с клиента снимают на порядок больше денег, чем он ожидает. А все потому, что не прочитал он условия договора, написанные воооон там, по ссылке, мелким шрифтом. И не знал, глупый, что те тридцать рублей, которые с него спишут, будут тридцатикратно умножены, поскольку услугу он покупает на месяц... Весь этот лохотрон в новой редакции второго пункта Правил назван "предоставлением доступа к услугам третьих лиц".

А в восьмом пункте Правил говорится, что согласиться на получение "услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности" абонент может "письменно либо путем совершения конклюдентных действий".

Что это за действия – оставляется на усмотрение сторон. Вернее, оператора, поскольку абонента никто спрашивать не будет. Впрочем, и сам перечень услуг, "технологически неразрывно связанных", тоже не определен нигде. Кроме того, "конклюдентными действиями" можно осуществить и изменение условий самого договора, как установлено новым пунктом 48.1 Правил, к таким действиям отнесено фактическое пользование услугой и совершение "иных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются оператором связи".

А пунктом 57.1 с оператора вообще снимается какая-либо ответственность за действия мобильных мошенников: он не отвечает "за действия третьих лиц, заключающиеся в направлении абонентам рекламы и иных сообщений". Может оказаться так, что операторы вообще откажутся как-то пресекать их действия и вообще реагировать на жалобы пользователей: отмазка у них будет...

Еще один сюрприз ждет абонента в двадцатом пункте Правил, где перечислены существенные условия договора между ним и оператором связи. Такие условия в обязательном порядке должны быть указаны в договоре. Из этого пункта планируется исключить указание на систему оплаты услуг. То есть, авансовая у вас система или постоплатная, в договоре отражаться не будет.

А при расторжении договора абонент будет обязан оплатить не только оказанные ему услуги связи, но и "фактически понесенные оператором расходы", связанные с их оказанием. Что под этим понимать – неясно: скорее всего, авторы поправок хотят возложить на абонента оплату какого-нибудь "оформления расторжения договора", транспортировку отданной SIM-карты обратно оператору, и прочие сопутствующие услуги.

Авторы поправок так хотели облегчить нелегкую операторскую жизнь, что забыли свериться с законом "О защите прав потребителя", и написали в новой редакции сорок шестого пункта, который описывает расторжение договора, что деньги абоненту должны быть возвращены в течение тридцати дней, тогда как в тридцать первой статье ЗоЗПП установлен в три раза меньший срок.

Кроме того, одиннадцатый пункт Правил устанавливает, что справки оператором могут выдаваться "с использованием автоинформаторов". Если кто-то из них вообще сократит свои калл-центры и оставит одних "железных леди", я этому нисколько не удивлюсь...

"Определяется оператором связи"

Много важных вопросов Правила в их измененном варианте оставляют на откуп операторам связи. Так, двадцать седьмой пункт даст им право определять "порядок и условия предоставления детализации счета". Уже сейчас некоторые операторы предоставляют абонентам детализацию за деньги, а если изменения вступят в силу, в этой области начнется полный беспредел.

Двадцать девятый пункт Правил даст оператору право определять порядок оплаты "неполной единицы тарификации", то есть, в какую сторону округлять оплату за "недовыговоренные" минуты. Результат, боюсь, будет немного предсказуем. Единственная радость – полноценные три бесплатных секунды, которые также вводятся изменениями: сейчас операторы не берут платы только за разговоры в две секунды, а в изменениях планируется определить "бесплатный" разговор как "соединение продолжительностью до 3 секунд включительно".

Одно из самых, на первый взгляд, полезных для абонента изменений введено в двадцать пятом пункте Правил: подпункт "е" предусматривает обязанность оператора извещать абонентов "короткими текстовыми сообщениями" об изменениях в тарифных планах. Соседний подпункт "д" закрепляет обязанность операторов сообщать об изменениях тарифов и тарифных планов "через средства массовой информации".

Эта обязанность операторов существует давно и они уже научились с нею бороться. Если вы посмотрите на сайт любого мобильного оператора, то обнаружите, что он "зарегистрирован в качестве СМИ" – именно для таких случаев. Составители нынешнего варианта Правил думали, вероятно, что операторы в газетах будут печатать соответствующие сообщения. Аща, щас...

Если мы снова вернемся к подпункту "е", сравнивая его с "д", то увидим, что по SMS оператор должен сообщать об изменении "тарифных планов", но не "тарифов", про "тарифы" он может писать только на сайте. Так что не думайте, будто подпункт "е" заставит операторов эсэмэсить обо всех изменениях цен. Нет, "тарифный план" в Правилах определен как "совокупность ценовых условий", так что SMS можно слать только при изменении такой "совокупности". Что под этим понимать на практике – решать, скорее всего, будут тоже операторы, но вот при изменении, к примеру, стоимости одной минуты ничего не помешает оператору сказать, что это – изменение "тарифа", а не "тарифного плана".

Правила также легализуют так называемый "внутрисетевой роуминг", разрешая в тридцать третьем пункте включать в тарифный план "дифференцированные тарифы ... по месту нахождения абонента в пределах и за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор". Это, видимо, реакция на недавнюю попытку депутатов такой роуминг отменить.

Кроме того, в том же пункте разрешается устанавливать разные тарифы не только для физических и юридических лиц, но и для физических лиц в зависимости от того, в каких целях ими используется связь – "для личных, семейных и домашних нужд" или для каких-то еще. Думаю, каждый из вас обсуждал рабочие вопросы по телефону, зарегистрированному лично на себя. Опсосы, похоже, хотят в таких случаях оплаты по другому тарифу.

Пункт 34.1 устанавливает правило, в соответствии с которым даже переход на другой тариф осуществляется "в порядке, установленном оператором связи". Как вы видите, абонент по новым Правилам станет полностью бесправен.

Еще один сюрприз для него есть в сорок третьем пункте – вот этот абзац:

"При оплате услуг подвижной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом средств. При исчерпании внесенных абонентом денежных средств оказание услуг прекращается, за исключением случаев, установленных договором. Погашение возникшей в этом случае задолженности осуществляется из последующего внесенного абонентом платежа."

Надеюсь, все помнят случаи, когда по возвращении из роуминга абонент получал астрономические счета? Случалось это даже при выбранной авансовой системе оплаты, когда оказание услуги должено прекращаться по достижении нуля на счете. Да-да, авторы изменений в Правила хотят и этот беспредел узаконить. Как и снятие средств с одного счета абонента для погашения долга по другим номерам (п. 43.1). Кстати, вспомните теперь про двадцатый пункт, который разрешает не указывать в договоре систему оплаты: в случае возможных споров с оператором у абонента просто не будет доказательств того, что система оплаты у него – авансовая, и залезать "в минус" с нею он не должен.

Прочтение правил оставляет удручающее впечатление. Согласно закону "О защите прав потребителей", потребитель является незащищенной стороной договора, для него в законе предусмотрена масса послаблений. "Правила" в новой редакции все эти послабления отнимают и делают абонента простой дойной коровой, которая обязана платить и слушаться опсоса.

Скажи мне имя, сестра!

Чтобы не расстраиваться, вы могли бы ограничиться прочтением одного лишь имени автора в свойствах документа, а всю статью не читать. Для ленивых скажу: его имя "Vimpelcom". Вот кто нынче пишет для Министерства связи проекты нормативных актов в области прав потребителей.

Павел Протасов

Автор: Сергей САХАРКОВ