Перепуганные жители станицы, где зверски убили 12 человек: «Даже если снова будут резать, никто не пикнет»
Лидера преступной группировки, устроившей зверскую резню 12 человек в станице Кущевской, задержали еще в воскресенье вечером. Вместе с Сергеем Цапоком повязали и его «левую руку» - Сергея Цеповяза. Задержаны еще пятеро подозреваемых в этой резне. Вчера суд в Кущевской решал, заключить ли под арест Цапка и Цеповяза до окончания расследования.
Все задержанные - под жесткой охраной, сбежать не могут. Однако настроение в Кущевской царит прежнее: люди насмерть перепуганы. Едва разговор касается «цапков», замолкают, боясь произнести лишнее.
Большинство вовсе отказываются разговаривать с посторонними. Станица сидит по домам, за замками и заборами. Даже те, кому, казалось бы, уже нечего терять - их близкие погибли в страшную ночь 4 ноября, когда банда «цапков» расправилась с семьей Аметовых и их гостями.
Мы долго стучались в калитку к родственникам Натальи и Павла Касьян, погибших в той резне соседей Аметовых. В окне шевелилась занавеска - за нами наблюдали. Едва мы отошли на несколько метров, из дома выскочили несколько человек, молниеносно сели в «восьмерку» и умчались - прочь, лишь бы не разговаривать с посторонними, лишь бы не навлечь на себя еще большую беду. Кого боятся эти люди, если банда вроде как раскрыта, главарь задержан? Неужели до такой степени не верят в силу закона, что из за решетки бандиты страшат их?
Мы стучались во все подряд дома на улице, где произошло страшное убийство в День согласия и единения. Не открыл никто. Улица словно вымерла вместе с теми, кого уже действительно нет в живых.
- Как вы не понимаете, здесь царил настоящий кошмар - симпатичные девочки по улице пройти нормально не могли! Я вот тоже попала один раз под раздачу, - всхлипывает, вспоминая пережитое, 24-летняя Катя (имя изменено).
Она вышла замуж, растит сейчас замечательного трехлетнего карапуза, но по-прежнему не может без дрожи вспоминать те события. Катя рассказывает нам свою историю – так похожую на десятки, сотни других, происходивших с другими девушками в Кущевской на протяжении того полутора десятка лет, в течение которых здесь властвует цапковская бригада: одни отморозки вырастали, на смену им приходили другие. Катю бросили в машину и вывезли за город. Что было дальше – объяснять, наверное, не нужно.
- Боятся, - объяснил знакомый местный житель. – Сразу после убийства место преступления осматривала местная милиция. Пока соседи еще толком не поняли, что случилось, они рассказывали об увиденном: вечером к дому Аметовых со стороны параллельной улицы подъехали сразу несколько машин, а не одна. Оттуда вышла целая толпа молодежи. Правда это или нет, но видели в той толпе и братьев Гуровых, и прочих отморозков цапковских. Говорят, в доме громко кричали, когда там происходила вся эта резня. А когда поняли, кто приходил к Аметовым - люди начали поголовно отказываться от своих слов. Мол, и машин не видели, и криков не слышали и вообще не поняли, что случилось, А как можно было не понять? Аметовы жили тихо, не было у них никогда громких гульбищ. Поэтому любой шум должен был вызвать подозрение. Думаю, что, если сейчас снова кого-нибудь будут резать, то никто и пальцем опять не пошевельнет, чтобы вмешаться. Задержали-то только семерых, кто знает, сколько их еще на свободе ходит...
Что не вмешаются – мы и сами убедились, увидев, что подъехать к жилищу Аметовых незамеченными просто невозможно. Как минимум, на двух соседних домах не самых бедных жителей станицы установлены камеры видеонаблюдения. Они охватывают подъезды к дому Аметовых как с главного входа, с улицы Зеленой, так и с параллельной улицы Фрунзе, через заброшенный дом на которой и проникли в особняк Аметовых убийцы. К слову, этот заброшенный дом принадлежит отцу «правой руки» лидера кущевской ОПГ Сергея Цапка, Алексеева по кличке Вова-Беспредел. Для следователей запись, сделанная этими камерами 4 ноября, могла бы стать главной уликой.
Однако, как нам рассказали, хозяева особняков с камерами видеонаблюдения наотрез отказались предоставить запись следствию.
- У нас в этот вечер камеры были отключены, - хором сказали владельцы.
Скорее всего, именно в этом помещении свинофермы бригада Цапка обучалась боевым искусствам.
Фермерские войны
Впрочем, есть одна любопытная деталь, способная прояснить, почему отсутствуют записи видеокамер по крайней мере с одного из домов — того, что стоит всего в нескольких метрах от дома, через который заходили к Аметовым убийцы. Дело в том, что в этом шикарном особняке, исполненном в броском стиле — с башенками и переходами, живет бывший начальник местного управления по борьбе с оргпреступностью. А он... приходится кумом Сергею Цапку! И в свое время (об этом писали в прессе, было также и соответствующее обращение на имя министра внутренних дел) он тоже, как бы это помягче назвать, - касался фермерских дел.
Нам удалось пообщаться с фермером Николаем Дашкиным, владельцем агрофирмы «Али», который в 2008 году после наката со стороны цапковской бригады был вынужден уехать в другой регион, продав дом и все имущество. Иначе, как он сам говорит, его могла ждать та же участь, что и Аметовых.
-Цапки действовали по трем схемам, - рассказал «КП» Николай Дашкин. - Сначала пытались надавить на людей, и если те соглашались платить деньги, то проблема была решена. Второй вариант — при сопротивлении к вопросу подключался УБОП, которым руководил Александр Ходыч. Начиналась выемка документов из бухгалтерии, банков, попытки нажать и дожать.
И третья схема — это когда две предыдущие не срабатывали. Например, Цапки не смогли дотянуться до фермеров Богачевых, у которых были серьезные связи в Краснодаре, и попытки надавить на них через Ходыча тоже закончились провалом. И отца, и сына убили в 2002 году на пороге собственного дома (кстати, на той же улице, где и дом Аметовых, в 30 метрах). Потом расправились с неуступчивым главой района Борисом Москвичом: он мне, кстати, хотел отдать в управление один колхоз, который в итоге достался Цапкам. Почти одновременно с тем, как два года назад начали прессовать меня, зарезали ножом
Анатолия Смольникова (известного как «Бабон» - говорят, с ним тоже расправились молодые отморозки). Бабон - самостоятельный, сильный был мужик, про него говорят много, не знаю, где правда, а где неправда, но за ним были серьезные люди, которых Ходыч не мог осилить. И Аметов был тоже серьезный мужик, с приличными с вязями. Я знаю, что на него давили, много раз были встречи — пытались «переубедить», но он не
пошел на поводу.
Постепенно агрофирма «Артекс-Агро», которой руководит мать Сергея Цапка — Надежда, стала постепенно одним из лучших фермерских хозяйств Краснодарского края.
Лидер Кущевской ОПГ: экс-депутат и научный сотрудник ростовского вуза Судя по всему, Сергей Цапок, отстраивая систему своей бригады, хорошо понимал, что исключительно «быками», которые хоть и готовы повиноваться каждому его слову, крушить и даже убивать, большего добиться не удастся.
Видимо, поэтому вскоре после того, как он возглавил оставшуюся в наследство от убитого в 2002 году брата Николая (известного в народе под кличкой Коля-Сумасшедший, полученной за то, что благодаря справке из психдиспансера виртуозно уходил от уголовной ответственности), появилось некое охранное агентство под громким названием «Центурион». Сам Сергей числился в нем скромным охранником.
-В отличие от Коли, отличавшегося буйным характером, Серега был... потише что ли, - рассказывал нам один знакомый Цапков, знавший обоих лично. - Более мягкий, интеллигентный. Хотя, конечно, иногда «взрывался» — не без этого.
Через два года пребывания во главе группировки Цапок подался в депутаты Кущевского районного совета. На выборах ему противостоял замдиректора одной школы, человек уважаемый, но — народным избранником стал именно Сергей Цапок...
Отморозки из его группировки, в которую, по словам и местных жителей, и представителей следствия, входили в том числе и задержанные за убийство Аметовых и их гостей братья Гуровы-Бобры, Майданюк и Скачедуб, продолжала бесчинствовать. Также насиловали девушек, собирали дань с торговцев на автостанции, грабили пассажиров транзитных междугородных автобусов, останавливавшихся в Кущевке. Но сам Цапок вместе со своими приближенными — Вовой-Беспределом и Сергеем Цеповязом (последний, кстати, после допроса у следователя вчера бился в истерике, дала на колени и просил, чтобы его не
убивали) — в очевидный криминал уже не вступал. Все решалось через низшее звено.
На следующие выборы они шли как раз такой компанией: Цапок, Алексеев, Цеповяз. И большинством голосов был избран Цеповяз.
За это время он, выпускник Ростовского госуниверситета по специальности «менеджер», успел даже защитить кандидатскую диссертацию по теме «Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя».
-Пришел он ко мне за три месяца до защиты диссертации в прошлом году — над этой работой он трудился сам больше трех лет, - рассказал «КП» его научный руководитель Доктор социологических наук, профессор Виктор Ильин. - На вид — приятный молодой человек, всегда отлично одет, привлекательной внешности. И что меня в нем поразило — у него нестандартный взгляд на вещи. Сергей отлично понимал, что в селе нужно проводить реформы, а главное - он знал, как это нужно сделать.
Отлично разбирался в тонкостях сельского хозяйства - объяснял мне, например, почему корову нужно доить в пять утра, а не в восемь... Часто рассказывал, что нужно сделать, чтобы поднять наши села на новый уровень развития. Поначалу я думал, что он из бедной семьи, если так хорошо знает все тонкости ведения хозяйства, потом я узнал, что у него своя компания. И он всегда разрывался между стремлением заниматься наукой и быть бизнесменом. У нас в ростовском технологическом институте сервиса и туризма Цапок проработал научным сотрудником три месяца: выполнял поручения по селу, работал с
районными школами. А в сентябре написал заявление на увольнение по собственному желанию. Говорил, что поедет лечиться за границу...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Депутат-душегуб на допросе рыдал как ребенок: «Не убивайте меня!»
Подозреваемых в убийстве 12 человек в станице Кущевской допрашивают уже который день. Однако из-за того, что они все время меняют показания, правоохранители не продвинулись в расследовании дела ни на йоту. Задержанные валят вину друг на друга. А Сергей Цеповяз, которого называют одним из организаторов цапковской группировки,
вообще после допроса устроил истерику.
- С ним беседовали не так долго, чуть больше часа, а когда выводили из здания кущевского районного отделения внутренних дел, он вдруг рухнул на колени и по-бабьи завизжал: «Не убивайте меня! Я ни в чем не виноват!», - рассказывает начальник пресс-службы ГУВД Краснодарского края Игорь Желябин. - Взрослый здоровый мужик, депутат местного совета, плакал, как ребенок. Даже опера оторопели. А когда стали спрашивать, кто ему угрожает, ничего вразумительного так и не ответил. Скорее всего, он просто испугался ответственности, наверное, не думал, что его задержат, да еще так быстро.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Научный руководитель, у которого Сергей Цапок писал диссертацию:
«Сергей разрывался между наукой и бизнесом»
Лидер кущевской преступной группировки Сергей Цапок, прекрасно понимал, что в статусе местного «быка» добьется немного. И очень старался «выйти из сумрака» - укрепить свои легальные позиции, стать известным и влиятельным не только в теневой криминальной среде. В 2005 году стал депутатом Кущевского райсовета. Через 5 лет баллотировался туда же уже вместе с соратниками по банде - Сергеем Цеповязом и Владимиром Алексеевым по кличке Вова-Беспредел.
Предвыборными обещаниями троица себя особо не утруждала, потому что кроме них кандидатов на участке не было. Один из троих - либо главарь банды, либо его «правая рука», либо «левая», все равно получал мандат. В итоге депутатом во второй раз стал Цапок.
Корреспонденту «КП» удалось пообщаться с человеком, который лично знал Сергея Цапка. Доктор социологических наук, профессор Виктор Ильин был научным руководителем диссертации (ее название: «Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя») лидера преступной группировки.
-По иронии судьбы, я хорошо знал семью Мироненко - несколько лет назад Марина спасла мне жизнь. Она была врачам от Бога и успешно провела важную для меня операцию. С этой семьей хорошо общался мой сын. Когда я узнал о случившемся, воспринял это как личную трагедию. К тому же, меня поразило и то, что в организации этого преступления обвиняют Сергея Цапка...
Сергей закончил Ростовский государственный университет в 1999 году, получил квалификацию «Менеджер». Учился хорошо — в дипломе часто встречаются отметки «отлично». А пришел он ко мне за три месяца до защиты диссертации в прошлом году — над этой работой он трудился сам больше трех лет. На вид — приятный молодой человек, всегда отлично одет, привлекательной внешности. И что меня в нем поразило — у него нестандартный взгляд на вещи. Сергей отлично понимал, что в селе нужно проводить реформы, а главное - он знал, как это нужно сделать. Отлично разбирался в тонкостях сельского хозяйства - объяснял мне, например, почему корову нужно доить в пять утра, а не в восемь...
Сергей часто рассказывал, что нужно сделать, чтобы поднять наши села на новый уровень развития. Поначалу я думал, что он из бедной семьи, если так хорошо знает все тонкости ведения хозяйства, потом я узнал, что у него своя компания. И он всегда разрывался между стремлением заниматься наукой и быть бизнесменом. По своей натуре Сергей - организатор, он знал, как сделать производство на селе рентабельным. Он всей душой болел за село.
У нас в ростовском технологическом институте сервиса и туризма Цапок проработал научным сотрудником три месяца: выполнял поручения по селу, работал с районными школами. А в сентябре написал заявление на увольнение по собственному желанию. Говорил, что поедет лечиться за границу...
Молчание ягнят
Две недели прошло с момента зверской резни в станице Кущевской. Но до сих пор официальное следствие ведет себя весьма сдержанно. Хотя - нет: недавно по Первому каналу представитель СКП обратился к жителям станицы с просьбой рассказать все, что известно по банде. Удивительно только, почему это нужно делать по телевизору, а не на сходе местных жителей? Почему нельзя собрать людей и прямо сказать: мы знаем имена всех убийц и заказчиков и сделаем все, чтобы они никогда не вернулись в станицу, но для этого нам нужна ваша помощь. Вместо этого следаки делают загадочные лица, словно расследуют казнь царской семьи. Конечно, существуют тайны следствия (как бывший сотрудник МВД, прекрасно знаю об этом). Но также мне кажется, что уже пора озвучить официальную версию и развеять над Кущевской густой туман страха и недоверия, а не многозначительно молчать.
Беспредел продолжался там десятилетиями. А самое страшное - он может повториться в любом месте России, где милиция старается замолчать проблему. Так было и под Владивостоком, где старались не замечать банду приморских партизан, и под Екатеринбургом, где местная братва за ручку здоровалась со стражами порядка городка Березовский. И там, и в Кущевской местные жители отлично знали, что на самом деле происходит. Но поскольку молчала власть, молчали и они. И будут молчать во многих подобных «станицах». Пока власть не покажет (или хотя бы скажет), кто в доме хозяин, будет продолжаться это молчание ягнят.
Сколько еще «станиц Кущевских» в стране?
Александр ГУРОВ, генерал-лейтенант милиции, член Комитета Госдумы по безопасности:
- На моей памяти это второй случай массового убийства целой семьи. Рэкет 90-х, который мы вроде бы изжили, снова начал поднимать голову, модифицировался. Я наблюдаю такое во многих областях: приезжают на джипах, начинают потрошить фермеров... С оргпреступностью сейчас фактически некому бороться. Ведь профильные подразделения приказали долго жить. Нужно провести тщательное расследование: почему такое стало возможно? Чем занимались местная милиция и ФСБ? Ведь речь фактически идет о коммерческом терроризме.
Владимир ОВЧИНСКИЙ, советник председателя Конституционного суда РФ, доктор юридических наук, криминолог:
- Их огромное количество! Вся страна фактически покрыта, как метастазами, целой сетью крупных ОПГ, которыми никто не занимается. Одновременно происходит массовое укрытие от учета преступлений, фальсификация статистики. В той же Кущевской более 200 девушек были изнасилованы только за последний год. И не было ни одного заявления! Это уже кризис уголовной политики.
Захар ПРИЛЕПИН, писатель:
- В деревне, где я живу, и банды не надо - достаточно одного безумного, который заставит все население жить в страхе. Потому что нет нормальной администрации, участкового, у людей не выработаны элементарные нормы самозащиты. А в регионах, граничащих с северокавказскими республиками, ситуация втрое сложнее.
Виктор РЯБОВ, фермер, Воронеж:
- Такие станицы - в каждом селе и райцентре. Все друг друга знают - у кого какие грешки, кто чей родственник, у кого какие связи. Местный криминал подминает под себя бизнес, а все молчат: одни боятся, у других долг, третьи имеют с этого долю. Да и в крупных городах то же самое, только там город поделен между несколькими «хозяевами».
Талгат НИЗАМУТДИНОВ, юрист, Бугульма, Татарстан:
- В райцентрах, удаленных от больших городов, власть сосредоточена в руках четверых: главы поселения, прокурора, председателя суда и начальника милиции. И от того, насколько они честны, и зависит «климат» в этом районе.
Олег НЕСТЕРОВ, предприниматель, Саратов:
- Чем дальше в глубинку, тем больше. Я сам родом из одной из таких станиц, поэтому по телевизору сериалы типа «Банды» не смотрю. Детский лепет по сравнению с реальностью!
Иван ДЯГТЕРЕВ, военный пенсионер, Калининград:
- Конечно, есть поселки и городки, которыми управляют бандиты, бывшие заключенные. Люди молчат, потому что боятся мести. В таких ситуациях вся надежда на местную милицию. Но зачастую и она повязана с криминальными авторитетами. Это страшно.
Андерсен, читатель:
- Да вся страна у нас - станица Кущевская. Мы как-то незаметно утратили одно важное человеческое свойство - сопереживание. Почему бандиты два десятка лет избивали и насиловали жителей и никто об этом никуда не сообщил? Почему сами жители не сплотились против бандитов? Почему сосед спокойно смотрел, как измываются над соседом? Вот на эти вопросы хотелось бы получить ответы.
На фото: Сергей Цеповяз
По материалам: kp.ru/daily