Мэр Ростова: 20 лет — конкурентов нет!

07/06/2012 - 11:28
Читать u-f.ru на

Интересный вы человек! Всё у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем — и на свободе.
Золотой теленок. И.Ильф и Е.Петров

Месяц назад в редакцию газеты обратились наши читатели с просьбой опубликовать «Обращение к гражданам Ростова-на-Дону о проведении референдума об отзыве избирателями мэра Чернышёва М.А.».

Для обсуждения данного обращения текст был опубликован в группе «Открытое общественное правительство Ростовской области» в социальной сети Facebook. Публикация вызвала обстоятельную дискуссию. Подавляющее большинство предъявляли мэру свои претензии: состояние городских дорог, безопасность пассажирских перевозок, организация работы транспорта, отсутствие парковок и при этом незаконный захват проезжей части (переулок Думский) под стоянку мэрии, острая проблема пробок, потопы и неработающая ливневая система, нехватка детских садов, убогое состояние детских лечебных учреждений, дело Кочергина, незаконная застройка левобережной зоны, незаконное перекрытие ул. Пушкинской (отменено по представлению прокуратуры), массовые нарушения в сфере имущественно-земельных отношений, проблемы обманутых дольщиков и ЖКХ… Список претензий к мэру города можно продолжить. Они хорошо известны и регулярно обсуждаются в ростовской прессе («Левый берег в очередной раз поплыл» — Donnews.ru; «Ауди для мэра» — u-f.ru; «Недетские забавы в особо крупном размере» — «МК на Дону»; «Чужая земля» — «Ведомости»; «Forbes назвал Ростов-на-Дону худшим городом для ведения бизнеса в России» — РИА Новости — http://ug.ria.ru/economy/20120530/82270468.html ; «Ростовская область по России в шестерке худших по состоянию дорог» — Дон-ТР — http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Main?textid=51462 .

В результате обсуждений редакция посчитала возможным опубликовать справку о процедуре отзыва мэра и комментарии экспертов по поводу данной ситуации.


Отзыв избирателями мэра Чернышёва М.А. (06.03.1950 г.р.)

Хроника:

1993 (июль) - назначен главой Администрации города.
1994 г. - избран депутатом городской Думы и главой местного самоуправления города.
1996 (декабрь) - стал первым избранным Мэром города.
2000 и 2004 – переизбирался.
2010.03.14 – переизбран 74 % избирателей до 2015 г.

Правила:

Согласно 24-й ст. ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" голосование по отзыву мэра проводится МИК города по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…" (№ 67-ФЗ от 12.06.2002) и принятым в соответствии с ним законом РО "О местном референдуме в РО" (№ 483-ЗС от 19.05.2006), с учётом особенностей, предусмотренных 131-ФЗ "Об общих принципах организации МСУ…"

По общим принципам организации МСУ, основания для отзыва мэра и процедура его отзыва устанавливаются уставом города. Тем же 131-ФЗ предусмотрено, что
- основаниями для отзыва могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
- процедура отзыва должна обеспечивать мэру возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
- мэр считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей.

На 01.01.2012 по данным ИКРО в городе насчитывается 779 792 избирателя.

81-й ст. устава города, посвящённой ответственности горорганов и должностных лиц перед населением, повторяются положения 24-й ст. 131-ФЗ.

2. Голосование по отзыву мэра города проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ, и принимаемым в соответствии с ним законом РО для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

3. Основаниями для отзыва мэра города служат его конкретные противоправные решения или действия (бездействия), связанные с исполнением полномочий по вопросам местного самоуправления, или переданных отдельных государственных полномочий .
Противоправность решения, либо действия (бездействия) мэра должна быть подтверждена судом.

4. Решение о начале процедуры отзыва принимается городской Думой по заявлению инициативной группы избирателей мунобразования при наличии подтвержденных судом оснований в соответствии с п. 3 данной статьи. При этом городская Дума назначает дату проведения голосования по отзыву и определяет источники его финансирования.

5. Мэр города считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в мунобразовании.

Порядок:

Специальный порядок отзыва законами и уставом города не предусмотрены. Поэтому процедура отзыва реализуется по правилам ст. ст. 22 - 23 закона № 483-ЗС "О местном референдуме в РО". В переводе с языка референдума на язык отзыва, можно сформулировать следующий алгоритм действий.

1) Для выдвижения инициативы отзыва мэра образуется инициативная группа в количестве не менее 10 избирателей - горожан.

2) Инициативная группа ходатайствует в МИК о её регистрации. В ходатайстве, подписанном всеми членами инициативной группы, указываются:
- предлагаемый вопрос (Об отзыве мэра);
- ФИО, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от её имени на территории города, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
+ К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по отзыву мэра, на котором было принято решение о выдвижении инициативы отзыва мэра, подписываемый председательствующим и секретарём собрания инициативной группы и содержащий следующие решения:
об образовании инициативной группы по проведению отзыва мэра;
об утверждении текста проекта нормативного правового акта об отзыве мэра;
о назначении уполномоченных представителей инициативной группы, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

3) МИК в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям 483-ЗС и уставу города, - о направлении их в Гордуму;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

4) Гордума в течение 20 дней с момента поступления ходатайства и приложений к нему обязана проверить соответствие предлагаемого вопроса требованиям ст. 4 профильного 483-ЗС , в порядке и сроки, которые установлены ст. 25 устава города .
Если Гордума признаёт, что вопрос отзыва мэра не отвечает требованиям указанной ст. 4, то в 15-дневный срок МИК отказывает инициативной группе в регистрации по основаниям, указанным в её решении об отказе.
Если Гордума признаёт, что вопрос отзыва мэра отвечает требованиям 4-й ст. 483-ЗС, то в тот же 15-дневный срок МИК осуществляет регистрацию инициативной группы, выдаёт ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в СМИ.

5) Для назначения отзыва мэра инициативная группа в течение 25 дней с момента её регистрации должна представить в МИК подписи избирателей в количестве 5 % от числа избирателей и может представить ещё дополнительно 10 % подписей от необходимых 5%.
Исходя из данных ИКРО о 779 792 избирателях на 01.01.2012 инициативной группе необходимо собрать от 38 990 до 42 889 подписей избирателей.
Проверке подлежат 20 % от необходимого количества подписей. Проверку проводит МИК с привлечением экспертов-почерковедов, заключения которых не оспариваются. Решение принимается Гордумой
Правила сбора и проверки подписей, а также последующие действия практически идентичны выборным.

6) Предельный размер фонда составляет 10 000 000 руб., из которых:
- 30 000 руб. собственные средства инициативной группы;
- 20 000 руб. пожертвование юридического лица;
- 3 000 руб. – пожертвование гражданина.
В течение кампании представляются 2 финотчёта. Первый – вместе с подписными листами; итоговый – в течение 30 дней после опубликования итогов отзыва.

Выводы:

14.03.2010 за Чернышева проголосовало 296 660 избирателей, - 74,17 % от принявших 373 791 участие в выборах (48,19 % от списка).

Для отзыва необходимо не только собрать более 40 000 подписей, но и сагитировать не менее 389 897 избирателей, - что практически нереально. При этом МИК будет браковать подписи и всячески препятствовать отзыву, а систематические отказы Гордумы, даже оспоренные в судах, превратят инициативную группу в полоумных изгоев.

Поэтому процедура отзыва мэра может быть использована только в качестве выражения общественного мнения, которое должно вызвать у Чернышева нестерпимые муки совести и привести его либо к добровольной отставке, либо отставке губернатором.


1) Множественная форма, используемая в законе и уставе для оснований к отзыву (незаконных решений, действий или бездействий), указывает на то, что таких судебных решений должно быть несколько, - два и более.

2) Статья 4. Вопросы референдума
1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Федеральным законом, Уставом РО, областными законами, уставом мунобразования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы референдума не должны противоречить федеральному и областному законодательству.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
Пункт 1 ст. 25 Устава города: Вопрос, выносимый на городской референдум (предмет референдума), формулируется субъектом, проявившим инициативу проведения референдума, и утверждается в окончательной редакции решением городской Думы вместе с назначением даты проведения референдума.


Ситуацию вокруг мэра Чернышёва и его политические перспективы мы попросили прокомментировать известного политолога Сергея СМИРНОВА (по телефону):

– Досрочного прекращения полномочий Чернышёва, скорее всего, не будет. И на это есть комплекс причин. Первое. Пока непонятно, кто сможет стать мэром. Нет реальных кандидатов, которые были бы спозиционированы как преемники или оппоненты. Реально никто не может назвать человека, который готов занять должность мэра. Для известных ростовских москвичей – должность малопривлекательна. Из команды Голубева вряд ли кто может активно претендовать. Может быть, Сергей Горбань – но Голубев не отпустит — только в АРО работу наладили, и зачем ему это надо? Если Горбань станет мэром Ростова – кто станет Горбанем? Хотя если мэра отстранят — область кого-нибудь откомандирует. Второе. Сегодня в смене мэра не заинтересованы ни федеральные, ни областные власти. Третье. Актуальной замена мэра станет после выборов в муниципальные органы власти и ЗСРО. Четвертое. Непонятен механизм досрочного отстранения. Через уголовное дело – перспективы невысоки. Явных проколов у него сейчас нет, а по явным – прошли сроки давности.

А вот как прокомментировал политические перспективы мэра Чернышёва сотрудник УФСБ по Ростовской области на условиях анонимности:

– Дело в том, что в сейфах руководителей УФСБ на Чернышёва накопилось объемное досье. На вопрос, почему оно не реализуется, ответ простой: «Нет политического решения».
– Губернатор Голубев делал попытки критически относиться к деятельности Чернышёва, но эти попытки внезапно прекратились. Очевидно, это было связано с предвыборной ситуацией в Государственную Думу РФ. Известно также, что у Чернышёва значительное влиятельное политическое лобби в «Единой России». Более того, он поддерживает тесные деловые отношения на уровне заместителей руководителя УФСБ по Ростовской области. После избрания Президентом РФ Путина В.В. антикоррупционная кампания, скорее всего, возобновится, как и уголовные дела по его окружению. Скорее всего, он не усидит свой срок. И процедура отстранения будет запущена, как только в Москве определятся с достойной заменой. Имейте в виду, что публикация материалов о коррупционной деятельности Чернышёва вызовет серьезное давление со стороны администрации области и сотрудников УФСБ на авторов публикации и газету.

От редакции: Невзирая на «грозное» предупреждение, газета продолжит публикацию имеющихся в нашем распоряжении материалов. Редакция «Новой газеты в Южном Федеральном» обращается к начальнику УФСБ по Ростовской области Павлу Солодкову с просьбой прокомментировать информацию о наличии документов, подтверждающих коррупционную деятельность мэра Ростова-на-Дону Чернышёва М.А.

Подпись за требование отставки Чернышева можно оставить здесь:
Сбор подписей на Sborgolosov.ru

Автор: Сергей САХАРКОВ