Путин дал понять, что россиянам лучше не высовываться

10/05/2012 - 10:21

Западные издания продолжают комментировать состоявшуюся инаугурацию нового президента России и сопровождавшие ее протесты и чрезвычайные меры безопасности. Это напоминало скорее военную операцию, чем национальное торжество, отмечают обозреватели: Путин праздновал свой триумф в абсолютном одиночестве, в зачищенном полицией городе. Понимает ли он, что насилие порождает насилие и что улыбающихся людей с белыми ленточками могут сменить воинственные анархисты?

В официальном телерепортаже с инаугурации Путина все выглядело красиво, пишет обозреватель Forbes Юлия Таранова. Однако то, что происходило в Москве в последние дни, напоминало скорее военную операцию, чем национальный праздник: "большая часть улиц в центре заблокирована машинами спецназа, 13 станций метро не работали, доступ в общественные места вроде парков и бульваров закрыт". С точки зрения Кремля, простые люди могли бы все испортить, поясняет автор: что если бы оппозиционеры взялись выкрикивать антипутинские лозунги или растянули бы транспаранты, и это увидел бы в трансляции весь мир? "Московской полиции приказали задерживать предполагаемых протестующих", - пишет автор.

По официальным данным, Путин завоевал на выборах 64% голосов. Теперь же он "праздновал свой триумф, проезжая по пустому, внезапно обезлюдевшему городу в абсолютном одиночестве. Идеальный порядок и ни одного человека: город его мечты", - иронизирует автор. Тем самым президент дал понять, что "россиянам лучше сидеть тихо, не высовываться".

"Сегодня власть продемонстрировала свою нелегитимность", - сказал поэт и публицист Лев Рубинштейн, которого в день инаугурации задержали среди других посетителей облюбованного оппозиционерами кафе "Жан-Жак" на Никитском бульваре. "Они вели себя так, словно захватили власть", - пояснил он.

Автор напоминает о словах пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова - он сказал, что 6 мая полиция обошлась с манифестантами слишком мягко. Таранова возражает: "Похоже, он не понимает, что насилие влечет за собой другое насилие. Если Кремль останется верен этой тенденции, улыбчивые люди с белыми ленточками будут полностью вытеснены воинственными анархистами с "коктейлями Молотова".

Однако деловые круги, кажется, не встревожены последними новостями из Москвы, замечает автор. "Предыдущие митинги, кроме самого первого в декабре, очень мало повлияли на рынки", - пояснил неназванный менеджер некого инвестфонда.

"Русская весна" началась сызнова? - вопрошает Time. Протестующие сумели остаться на московских улицах даже после инаугурации Путина, поясняет журналист Роланд Олифант, описывая "народные гулянья" по призыву Навального и Удальцова. "Возродилась ли оппозиция? Почти наверняка - нет. Очевидно, полиция все время держала ситуацию под полным контролем".

То, что происходило накануне инаугурации Путина, тоже доказывает: власти держат все под контролем. Описывая стычки на Болотной площади 6 мая, автор подчеркивает: умеренные оппозиционеры раздосадованы конфронтационной стратегией Удальцова.

"Почти нет сомнений, что недовольство, которое вырвалось наружу перед минувшим Рождеством, не ослабевает, и акции протеста продолжатся. Но стычки в минувшее воскресенье означают, что обе стороны меняют интерпретацию событий. Теперь оппозиционное движение, ранее успешно объединившее совершенно разные слои все более недовольного населения, должно серьезно задуматься о том, каким хочет сделаться", - говорится в статье.

Со своей стороны, Ксения Собчак призвала Кремль немедленно приступить к фундаментальным реформам. Иначе придет оппозиция, на фоне которой даже Удальцов покажется мягким. "Кремль, со своей стороны, не проводит различий между разными типами протестующих. Вечером во вторник арестовали и Собчак, и Навального", - отмечает автор.

"Путин не хочет закончить так, как Мубарак" - уверен экс-посол Великобритании в России Тони Брентон. Мы живем в эпоху демократии: даже арабский мир поддается ее обаянию, пишет он на страницах The Times. "Россия переменилась. Старая система перестала быть неприступной", "потемкинская демократия" (по выражению автора) распадается. "Сама элита видит, что власть ускользает из рук Путина", - утверждает автор.

Путин не ослабит контроль по доброй воле: "верхам есть что терять", - поясняет автор. Образ Мубарака, которого судят за коррупцию, - наглядный прогноз оборота событий, если в России укоренится демократия.

По мнению Брентона, режим Путина станет все активнее апеллировать к патриотизму и предостерегать о кознях "внешних сил". "Это не означает ничего хорошего для отважных российских оппозиционеров, которых и так часто считают фактически предателями. Это также повредит отношениям России с Западом", - считает автор.

Но Путин умен и понимает, что одними репрессиями не восстановить реноме режима, считает автор. Путин осознает, что на Россию прочно воздействуют факторы, которые за последние 20 лет привели к демократии много других стран. "Он не захочет закончить свой путь на манер Николая II - противопоставляя себя ходу истории", - заключает автор.

Автор: Сергей САХАРКОВ