Закон о выборах в Думу: вернуть на доработку?

23/03/2012 - 15:45
Читать u-f.ru на

Российские политики и эксперты считают, что новый законопроект о парламентских выборах, предложенный президентом Дмитрием Медведевым, нуждается в серьезной доработке.

В декабрьском Нажать обращении к Федеральному
собранию Медведев пообещал, в частности, упростить регистрацию политических партий и внести изменения в закон о выборах.

"Хоть я и приветствую курс на либерализацию, считаю, что в нынешнем виде законопроект похож, извините, на профанацию и псевдолиберализацию", - заявил лидер "Правого дела" Андрей Дунаев на заседании общественного экспертного совета "Открытая трибуна" в московском Доме Союзов.

По мнению Дунаева, предусмотренное законом исключение федеральной части партийного списка и создание 225 региональных групп на руку лишь "Единой России", выдвигающей на лидирующие позиции в списках известных спортсменов, артистов и бизнесменов.

Представитель "Правого дела" предложил прописать в законе норму, согласно которой "при отказе депутата от своего мандата, партия должна лишаться этого мандата", а не предоставлять его другому члену партии.

Лидер "Яблока" Сергей Митрохин заявил, что смысл предложенных инициатив сводится к "попытке сохранения монополии партии власти ценой углубления политического кризиса и создания угрозы дезинтеграции страны".

Митрохин выступил за отмену запрета на создание избирательных блоков. Если этого не произойдет, говорит он, "подавляющее большинство новых политических партий не смогут преодолеть пятипроцентный барьер, и большая часть населения страны не будет представлена в парламенте".

Сергей Митрохин считает также, что партиям, которые добиваются стабильного результата в половине регионов страны, но при этом не преодолевшим проходной барьер, следует выделять определенное количество мандатов в качестве поощрения.

"Убрать в сейф" до осени?
Депутат Госдумы трех созывов Ирина Хакамада, подчеркнувшая, что не собирается возвращаться в политику, пришла к выводу, что в предлагаемом законопроекте нет прямой связи между избирателем и парламентом, который "станет еще более маргинальным с уменьшением барьера".

Коммунист Владимир Кашин заявил, что "нельзя допускать экспериментов, бросающих в крайность", предложив исключить любую возможность применения административного ресурса.

"Будем делать все для того, чтобы в таком виде закон ушел в какой-то отдельный, далеко стоящий сейф", - пообещал депутат от КПРФ.

Бывший депутат Госдумы от "Единой России" Владимир Мединский заявил, что новый законопроект призван обеспечить народное представительство, легитимность Госдумы, и должен быть понятен простому избирателю.

"Если закон абсолютно непонятен при прочтении и требует специального математического образования, как мы можем рассчитывать, что орган, избранный по этому закону, будет априори пользоваться авторитетом? Мне кажется, что принятие закона без изменений в нынешнем виде - это подрыв авторитета представительного федерального органа власти", - говорит Мединский.

Пропорциональная избирательная система, по словам Мединского, уже решила свою задачу, и следующая седьмая Дума должна избираться "по принципу 50 на 50 [смешанная система], а в будущем, когда партии окончательно встанут на ноги, оптимальной является мажоритарная система".

Политик предлагает отложить решение вопроса по законопроекту до осени.

Жириновский против Хинштейна
Против отмены федеральных партийных списков на выборах выступил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который считает, что в регионах будут указывать в списках людей, которые на самом деле не собираются становиться депутатами.

"По конституции у нас регионы представлены в верхней палате парламента. Причем здесь Государственная дума, которая представляет общероссийские интересы? - задался вопросом Жириновский. - Какой идиот выдвинул предложение убрать федеральную часть? Для того, чтобы обезглавить партии, что ли? Это же просто абсурд".

"Владимир Вольфович, тот "идиот", который, как вы спросили, внес этот закон, это Дмитрий Анатольевич Медведев", - ответил Жириновскому депутат-единоросс Александр Хинштейн.

"Я не это сказал. Дмитрий Анатольевич дал указание главному правовому управлению подготовить проект, президенты законы не пишут, он не занимается формулировками", - уточнил Жириновский.

Однако словесная перепалка на этом не закончилась, и лидер либерал-демократов покинул зал, назвав своего оппонента "провокатором".

В своем выступлении на заседании "Открытой трибуны" экс-кандидат в президенты предложил также запретить использование слова "Россия" в названиях политических партий, чтобы оно не подавалось прессой в негативном контексте.

"Должны быть короткие названия - "Единство", "Справедливость", "Яблоко", "Груша", "Фонтан", "Алкоголики", "Бомжи". А использование в названиях слова "Россия" вредно влияет на сознание граждан", - считает Жириновский.

Требования Болотной
Эксперты, опрошенные корреспондентом Би-би-си, размышляют над тем, какие возможности в случае принятия законодательства откроются для так называемой внесистемной оппозиции, вдохновленной многотысячными акциями протестов последних месяцев.

Исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова полагает, что привлечение представителей оппозиции к работе над федеральным законом не предполагается, поскольку "сроки его принятия, скорее всего, будут ограничены деятельностью нынешнего президента".

"На Болотную выходили беспартийные граждане, поэтому концепция законопроекта по сути блокирует пожелания общества, которые были там озвучены. Создается впечатление, что это вброшено, чтобы успокоить общество, и абсолютно не соответствует той идеологии общества, которая сегодня назревает. С моей точки зрения, проект действительно надо заблокировать, чтобы обсуждать реальную политическую реформу", - сказала Лилия Шибанова.

Политолог Глеб Павловский говорит, что противоречивость законопроекта объясняется поспешностью его создания, из-за чего складывается ощущение, что "соединены вместе какие-то обрывки общественных требований".

"Общество очень расколото по ряду позиций, и консенсусного закона в этой сфере представить нельзя. Но можно выработать закон, который бы содержал какие-то минимально необходимые корректировки к существующей системе, учитывая ее провал и уроки кризиса, в котором мы все еще находимся, - считает Павловский. - Важно создать вертикаль избиркомов, которая будет защищена от любого вмешательства извне - административного и политического. Но, не решая эту задачу, отдельные либеральные требования интегрируются в закон, посвященный вообще другому вопросу".

Большой пакет реформ
Заместитель председателя Госдумы и модератор "Открытой трибуны" "единоросс" Олег Морозов заявил Би-би-си, что идея этого законопроектов задумывалась задолго до Болотной и других акций протеста.

"В этом законопроекте можно через поправки сделать так, что новые политические игроки будут получать свои мандаты. Если, допустим, число списков для партий будет не 100, а меньше, если барьер будет не 5%, а 3%. В этом случае многие из влиятельных несистемных игроков могут получить свое представительство в Думе", - полагает Морозов.

Эксперт Высшей школы экономики Андрей Ильницкий говорит, что концептуально предложенный Дмитрием Медведевым законопроект не изменится, потому что "он идет в рамках большого пакета большой политической реформы, которая не должна шарахаться под сиюминутные страхи".

Однако определенные поправки в него все же будут внесены.

"Поскольку весь пафос закона направлен на облегчение участия вновь образующихся малых партий в федеральных выборах, их интерес необходимо обсудить, чтобы они не чувствовали, что здесь какие-то камни зарыты и есть какая-то фига в кармане. Вот эту фигу надо вынимать из кармана", - считает эксперт.

По словам Ильницкого, уход Медведева и возвращение на пост президента Владимира Путина не повлияют на реализуемые планы реформирования политической системы.

Рафаэль Сааков

Автор: Сергей САХАРКОВ