О переуступке прав на должность президента

10/01/2012 - 09:15

В правовом государстве точку в вопросе о третьем сроке президентства Владимира Путина должен был бы поставить не митинг, а Верховный суд Российской Федерации.

Как я уже неоднократно писал, есть серьезные основания полагать, что регистрация Владимира Путина в качестве кандидата на должность Президента Российсой Федерации является незаконной, поскольку противоречит духу и букве действующей Конституции.

Я не являюсь ни ярко выраженным оппонентом Владимира Путина, ни, тем более, сторонником какого-либо из его политических соперников. В своей частной жизни, как ни парадоксально, я являюсь человеком, скорее, аполитичным, и испытываю инстинктивное недоверие ко всем видам политической активности и людям, ее практикующим.

В данном конкретном случае я выступаю исключительно в защиту русского права — истерзанной жертвы двух революционных десятилетий, — над которым за эти годы поглумились все, кому не лень, и, прежде всего, те, кто по долгу службы и по профессиональному призванию должен был его охранять.

В моем понимании право — это возведенная в закон справедливость. Закон есть этика, высеченная в логике. Не может быть правовым то, что основано на лжи, даже если оно выглядит правоподобно. Сегодня обществу пытаются внушить мысль о том, что при помощи дешевого трюка с «рокировочками» на право можно наплевать, что два человека, договорившись между собой о переуступке должности президента в пользу друг друга, могут легко обойти ограничения, налагаемые Конституцией.

Праву присущ иммунитет к подобного рода трюкачеству. Оно выстроено на субординации принципов, позволяющей блокировать недобросовестные попытки вырвать из общего контекста тот или иной юридический текст и использовать его в качестве обоснования правового произвола, что на наших глазах и происходит, собственно, с нормой пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что одно лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вцепившись в слово «подряд», мастера «вязания крючком» полагают, что одно это слово может перевесить все вместе взятые конституционные принципы, дух и букву Конституции и, в конце концов, просто здравый смысл. К счастью, это не так, но доказать это невозможно на митинге. Этим должен заниматься суд. Обоснованные сомнения в независимости этого суда не должны быть оправданием бездействия. Я полагаю, что праву необходимо дать шанс защитить себя.

Третье президентство Владимира Путина является вторым по значимости нарушением буквы и духа Конституции с октября 1993 года. В обоих случаях манипуляции с Конституцией оправдываются политической целесообразностью и основаны на иезуитской лжеинтерпретации отдельных норм конституционного закона в ущерб основополагающим конституционным принципам.

Начавшись «трюком» с преждевременной отставкой Бориса Ельцина, президентство Владимир Путина заканчивается «трюком» с рокировкой с Дмитрием Медведевым. В интересах как общества, так и Путина, чтобы конец этому трюкачеству положило решение суда, а не революционное насилие.

Два месяца назад я высказал в «Новой газете» и на «Полит.ру» свои сомнения в легитимности третьего президентства Владимира Путина. Я рассчитывал, прежде всего, на реакцию в профессиональной юридической среде, ожидая как поддержки, так и критики, конечно. Но именно ее не последовало.

Сегодня я перевел свои сомнения с языка публицистики на язык права и подготовил проект заявления в Верховный суд Российской Федерации. Оно несовершенно, но я и не стремился к совершенству. Следуя своему профессиональному долгу, я лишь ищу способ защитить право и закон. Пусть тот, кто придет после меня, будет сильнее и убедительнее, чем я.

 

Верховный суд Российской Федерации
Поварская ул., д.15, Москва, 121260
ЗАЯВЛЕНИЕ  ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 39
Закона о выборах Президента Российской Федерации).

20 декабря 2011 года решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Путин В.В. зарегистрирован кандидатом в Президенты Российской Федерации.

Путин В.В. ранее  неоднократно занимал должность Президента РФ, в том числе:

— в период с 31 декабря 1999 года по 7 мая 2000 года (был назначен исполняющим обязанности Президента РФ в связи с отставкой действующего Президента Ельцина Б.Н.);

— в период с 7 мая 2000 года по 7 мая 2004 года в связи с избранием Президентом Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2000 года;

— в период с 7 мая 2004 года по 7 мая 2008 года в связи с избранием на должность Президента Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2004 года.

С 8 мая 2008 года по настоящее время Путин В.В. является председателем Правительства Российской Федерации.

27 ноября 2011 года Путин В.В.  был выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия» по предложению действующего Президента Российской Федерации Медведева Д.А.

Ранее в 2007 году Медведев Д.А. был выдвинут на должность Президента Российской Федерации на срок с 2008 по 2012 год от партии «Единая Россия», лидером которой являлся на тот момент действующий Президент Российской Федерации Путин В.В..

Как Путин В.В., так и Медведев Д.А. в своих публичных заявлениях неоднократно заявляли, что в 2007 году между ними была достигнута договоренность о том, что по окончании указанного выше срока Медведев Д.А. не будет претендовать на повторное избрание на должность Президента Российской Федерации и предложит избрать Путина В.В. президентом на следующий срок.

С учетом этих обстоятельств, регистрация Путина В.В. в качестве кандидата в Президенты Российской Федерации противоречит требованиям пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

 

1. Положения пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации должны толковаться с учетом положений Первой главы Конституции Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации,  она имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации, положения Первой главы Конституции составляют основу конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации, никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации, норма пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающая пребывание в должности Президента Российской Федерации «двумя сроками подряд», должна применяться с учетом норм, составляющих основу конституционного строя Российской Федерации, в том числе, положений пункта 1 статьи 3 и пункта 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

2. Особенности толкования пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации с учетом положений пункта 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации.

Норма пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации является гарантией реализации в политической системе Российской Федерации принципа суверенитета народа, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации.

Норма пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации имеет своей единственной и исключительной целью предотвращение узурпации власти, принадлежащей народу, отдельным лицом либо группой лиц.

Норма, содержащаяся в пункте 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации о возможности пребывания в должности Президента Российской Федерации не более двух сроков подряд, носит очевидно ограничивающий характер, и поэтому теряет всякий смысл в том случае, если ее интерпретация позволяет игнорировать установленные ею ограничения. В этом случае необъяснимым становится само включение указанной нормы в текст Конституции Российской Федерации.

В связи с этим толкование указанной нормы не может осуществляться таким образом, чтобы она могла служить оправданием неограниченного по времени пребывания лица в должности Президента Российской Федерации. Такого рода толкование противоречило бы положениям пункта 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Конституции делало бы невозможным ее применение.

На этом основании не может считаться соответствующим Конституции Российской Федерации такое толкование нормы пункта 3 статьи 81 Конституции РФ, при котором одно и то же лицо может бесконечно много раз занимать должность Президента Российской Федерации, если после каждый двух сроков пребывания в должности оно делает перерыв на полный или даже неполный срок.

3. Особенности толкования пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации с учетом положений пункта 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации.

Точно также норма пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации является гарантией реализации в политической системе Российской Федерации принципа политического плюрализма (политической конкуренции), закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации.

Норма пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации имеет в качестве своей дополнительной цели развитие политической конкуренции и недопущение политической монополии одного лица или группы лиц.

На этом основании не может считаться соответствующим Конституции Российской Федерации такое толкование нормы пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, при котором должность Президента Российской Федерации может передаваться от одного лица к другому и обратно в рамках одной политической партии или группы по предварительной договоренности между ними.

Такое толкование указанной нормы означало бы конституционное одобрение сговора отдельных лиц или групп с целью ограничения политической конкуренции в ущерб принципу политического плюрализма, закрепленному  пунктом 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации и составляющему основу конституционного строя Российской Федерации.

Таким образом, из толкования нормы пункта 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, осуществленного с учетом норм пункта 1 статьи 3 и пункта 3 статьи 13 Первой главы Конституции Российской Федерации, следует, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков в том случае, если между вторым и третьим сроком был создан искусственный «перерыв» путем «уступки» должности Президента Российской Федерации другому лицу по договоренности, предусматривающей последующий добровольный отказ преемника от указанной должности и возвращение ее  лицу, ранее занимавшему данную должность путем выдвижения инициативы об избрании данного лица Президентом Российской Федерации на третий срок.

4. Правовые основания незаконности регистрации Путина В.В. в качестве кандидата в Президенты Российской Федерации на третий срок.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 3, пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 81 Конституции РФ, а также пунктом 4 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации, ПРОШУ:

1. Признать противоречащим Конституции Российской Федерации решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2011 года о регистрации Путина В.В. кандидатом в Президенты Российской Федерации.

2. Обязать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отменить решение от 20 декабря 2011 года о регистрации Путина В.В. кандидатом в Президенты Российской Федерации.

Фото: Петр Саруханов — «Новая»
http://www.novayagazeta.ru/politics/50362.html

Автор: Сергей САХАРКОВ