Эксперты: Медведев пытается сбить "протестную волну"
Дмитрий Медведев в четверг выступил с президентским посланием Федеральному Собранию.
Бороться за президентский пост в следующем году Медведев не будет, однако в своей речи он всячески подчеркивал, что из политики не уходит, использовал в речи, в основном, настоящее время и говорил о своем будущем сотрудничестве с парламентом.
"Я полностью осознаю ответственность за все, что предстоит сделать", - заявил президент в конце выступления.
В 2008 году Медведев Нажать предложил продлить срок
полномочий президента до шести, а Госдумы - до пяти лет. В 2009-м Нажать впервые употребил слово "модернизация"
и объявил о предстоящем сокращении в России количества часовых поясов. В 2010-м Нажать полчаса говорил о
проблемах подрастающего поколения, а о политической системе - три минуты.
Последнее выступление по формату напоминало доклады генсеков ЦК КПСС съездам партии: отчет о сделанном и наметки на будущее во всех областях жизни.
Самое большое внимание привлек оглашенный главой государства план, как он сам выразился, "комплексной реформы нашей политической системы".
Медведев предложил вернуть губернаторские выборы, изменить порядок формирования Госдумы, упростить регистрацию политических партий, децентрализовать бюджетные отношения в пользу регионов и местного самоуправления и создать Общественное телевидение.
О том, что Медведев в четверг скажет нечто очень важное, днем ранее сообщил новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Уходящий президент особо подчеркнул, что не оставит реализацию объявленных инициатив преемнику, а внесет соответствующие законопроекты в Думу до окончания срока своей легислатуры.
Впрочем, эксперты не сомневаются, что его выступление согласовано с Владимиром Путиным.
Требования услышаны
По крайней мере, два из пяти "пунктов Медведева" - о региональных выборах и о регистрации партий - последние годы были главными требованиями либеральной оппозиции.
Третье требование к власти, имеющее принципиальное значение для этой части общества, - освобождение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
О судьбе опальных олигархов Медведев не упомянул в послании ни словом. Однако на этой неделе и на этом фронте обозначились перемены.
Президентский совет по правам человека в среду Нажать объявил об окончании правовой
экспертизы "второго дела ЮКОСа" и обнаружении в нем "фундаментальных нарушений" и "судебной ошибки".
Как известно, Медведев дал совету соответствующее поручение еще весной нынешнего года. После того, как в сентябре стало известно, что "кандидатом Кремля" на следующий президентский срок будет не Медведев, а Путин, большинство наблюдателей пришли к выводу, что данная инициатива, вероятно, будет спущена на тормозах.
Хотя выводы совета носят рекомендательный характер, сам факт их обнародования свидетельствует, что в прежней бескомпромиссной позиции произошли подвижки.
Руководство незарегистрированной Партии народной свободы считает инициативы Дмитрия Медведева своей победой.
"ПАРНАС расценивает выступление президента как ответ на требования общества и, в частности, на требования митинга на Болотной площади. Фактически, президент согласился со всеми пунктами нашей политической программы", - заявил сопредседатель партии Владимир Рыжков.
Под занавес
"Где ж вы раньше были, Дмитрий Анатольевич?!" - таков лейтмотив большинства первых откликов на послание Медведева.
"Если бы такие меры были обнародованы пару лет - да что там, месяц назад - они были бы встречены с энтузиазмом, и никакой Болотной площади бы не было", - сказал Русской службе Би-би-си главный эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
Сергей Нарышкин, беседуя с журналистами, отрицал, что президентские инициативы "появились под нажимом Болотной площади", а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко утверждала, что обсуждала эти идеи с Медведевым еще в мае.
Однако, по мнению независимых экспертов, месяц назад Владимир Путин и Дмитрий Медведев не собирались ничего менять и реформировать. Уступок добилось в борьбе гражданское общество.
Политолог Дмитрий Орешкин говорит в связи с этим о "реактивном стиле управления": если что-то происходит, власть реагирует.
"Слава Богу, что не пошли по казахстанскому и белорусскому пути. Слава Богу, что власть, похоже, предпочла попытку диалога завинчиванию гаек. Хотя непонятно, зачем было упорствовать так долго, когда все сколько-нибудь вменяемые и квалифицированные люди говорили то же самое еще пять-семь лет назад?" - заявил эксперт.
Павел Салин напоминает, что с последствиями нововведений на региональном уровне Кремлю придется столкнуться уже в 2012-2013 годах, зато реформы на федеральном уровне получат практическое значение лишь в следующем электоральном цикле, то есть через пять-шесть лет, когда "либо эмир умрет, либо ишак сдохнет".
"Провели выборы, сформировали свое большинство, а теперь обещают зарегистрировать партии, которые не пустили на нынешние выборы, с прицелом на далекое будущее", - заявил Русской службе Би-би-си эксперт фонда "Индем" Юрий Коргунюк.
Ближайшее будущее покажет, удастся ли Кремлю перехватить инициативу и сбить протестную волну, или уступки запоздали.
Пока время объективно работает на власть: после запланированного на 24 декабря митинга на проспекте Сахарова страна уйдет на долгие новогодние и рождественские каникулы, и новый подъем политической активности, если и начнется, то ближе в президентским выборам.
Дьявол в деталях
Пожалуй, единственное начинание Медведева, встретившее единодушную положительную оценку экспертов - возвращение губернаторских выборов.
Однако тут есть один нюанс.
Дмитрий Медведев в своем послании высказался по данному поводу однозначно: "Считаю необходимым перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов".
Владимир Путин во время телемоста 15 декабря говорил о так называемом "президентском фильтре": праве главы государства вычеркивать из избирательных списков тех кандидатов, которых в Кремле заподозрят в связях с криминалом или сепаратистских настроениях.
Многое будет зависеть от того, в каком виде законопроект поступит в Госдуму, а в случае сохранения президентского вето - станет ли глава государства в дальнейшем злоупотреблять своей привилегией.
Еще меньше ясности с формированием Госдумы.
"Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте", - сказал Медведев.
Выборы в округах, вообще-то, называются мажоритарными.
Правда, помощник президента Аркадий Дворкович после оглашения послания подтвердил, что речь идет именно о возвращении к смешанной системе 1990-х годов, когда одна половина нижней палаты избиралась по партийным спискам, а другая - в одномандатных округах.
Эксперты расходятся во мнениях, кто в результате выиграет: власть или оппозиция.
С одной стороны, в округах становились депутатами яркие оппозиционные фигуры.
С другой стороны, таких людей немного. В большинстве случаев, выборы по мажоритарной системе выигрывали местные "тяжеловесы", обычно представлявшие "партию власти".
Либерализация или хитрая тактика?
Медведев предложил кардинально поменять условия регистрации политических партий: для этого будет достаточно заявления 500 человек, живущих в половине субъектов Российской Федерации.
Зарегистрированные партии, независимо от того, представлены они в Госдуме или нет, освобождаются от необходимости собирать подписи для участия как в федеральных, так и в местных выборах.
Для кандидатов в президенты количество подписей сокращается с нынешних двух миллионов до 300 тысяч у самовыдвиженцев и 100 тысяч у кандидатов, предложенных партиями.
В последние годы именно процедура сбора подписей вызывала массу нареканий. Основанием для отказа в регистрации партий и кандидатов порой служило то, что часть подписей была сделана пастой не того цвета, или избиратели, указывая свой адрес, сократили слово "Большая" в названии улицы до буквы "Б.".
"500 человек для такой страны, как Россия, все равно, что ноль", - журналистам вице-спикер Госдумы единоросс Олег Морозов.
Упрощение порядка регистрации партий - мера, безусловно, демократическая. В то же время часть наблюдателей видит в ней новую тактику борьбы с оппозицией путем ее дробления.
"Запрет на формирование предвыборных блоков, судя по всему, остается в силе. На выборы пойдет множество оппозиционных партий, каждая из которых получит полтора процента голосов. Пусть свободно расцветают сто цветов, но ни один из них не вырастает слишком высоко", - говорит Дмитрий Орешкин.
"Как можно больше раздробить оппозицию, облегчив условия для вхождения на политический рынок, и одновременно подав это как большую уступку", - так в интервью Русской службе Би-би-си это начинание оценил Юрий Коргунюк.
Вперед в 90-е
Инициативы Дмитрия Медведева, в основном, означают восстановление того, что было до создания "вертикали власти".
Возможно, в Россию вернется еще одна примета 1990-х годов - Общественное телевидение.
Как известно, нынешний Первый канал в свое время уже звался "ОРТ".
"Я предлагаю в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения, возможно, на базе одного из существующих федеральных каналов", - заявил Дмитрий Медведев.
Он Нажать выдвигал эту идею в июле нынешнего года.
Тогда у публики возникла масса вопросов касательно того, каким образом такой телеканал может финансироваться и управляться, и как обеспечить его независимость.
В обществе и, особенно, среди журналистов, широко распространено мнение, что для творческой свободы важны не столько организационные структуры, формы собственности и писаные правила, сколько политическая воля.
Назначить директором телеканала человека с известной либеральной репутацией, дав ему при этом устный карт-бланш, как делалось в годы горбачевской перестройки - будет свободное телевидение. Нет - ничто не помешает начальству держать журналистов в жестких рамках при отсутствии формальной цензуры.
Одни эксперты полагают, что инициатива запоздала, поскольку политически активная часть аудитории все равно уже ушла в интернет, другие предполагают, что в новой политической ситуации тележурналисты скоро "освободят себя снизу".
"Журналисты все больше показывают зубы власти. Взять хоть ситуацию с освещением митинга на Болотной, которая была бы невозможна еще месяц назад", - говорит Павел Салин.
"Даже государственные каналы будут вести себя все свободнее и свободнее. Медведев решил возглавить процесс, который нельзя остановить", - считает Юрий Коргунюк.
Новое назначение
Между тем, несколько часов спустя после оглашения президентского послания случилось еще одно знаковое политическое событие. Дмитрий Медведев подписал указ о назначении главой президентской администрации Сергея Иванова вместо ушедшего в Думу Сергея Нарышкина.
С 1990-х годов эта должность считается в России равной премьерской.
Приход в кремлевскую администрацию не политтехнолога или экономиста, а "силовика" идет вразрез с вроде бы взятым последнее время курсом на частичную либерализацию и доказывает, что борьба "направлений" в высших сферах далека от завершения.
В 2007 году Медведев и Иванов одинаково котировались на роль "преемника". По-человечески, трудно представить себе, чтобы после того, что случилось, между ними царили мир да любовь.
Новое назначение показывает, что Медведев, впрочем, как и все четыре года своего президентства, не свободен в кадровых решениях, а Владимир Путин формирует администрацию так, будто уже является президентом.
Можно предположить, что Путин приступил к формированию в своем окружении системы сдержек и противовесов, "уравновешивая" будущего премьера Медведева сильным главой администрации. Борис Ельцин некогда аналогичным образом противопоставлял Виктору Черномырдину Юрия Скокова, а Евгению Примакову - Александра Волошина.
bbc.co.uk