Реакция партий: никто не стал дожидаться результатов
В иных странах партии после выборов не спят ночь, ждут с замиранием сердца результатов, потом пьют шампанское или льют слезы. В России стабильность политической системы позволяет обходиться без этого драматизма.
Лидеры большинства российских партий после закрытия избирательных участков лишь по разу выступили в своих штабах в Москве, когда Центризбирком не посчитал еще и четверти всех голосов, а затем удалились, пообещав прокомментировать уже очевидные им результаты в понедельник.
Оживленнее всего после девяти вечера было на площадях в центре Москвы, где оппозиционеры собирались протестовать против выборов, на которые их не допустили. Но их не пустили и на площади: задержали всех, кто попытался выйти с протестными лозунгами. Последними были несколько десятков националистов, которые хотели собраться около Кремля - на Театральной.
Вместо них на площадь у памятника Карлу Марксу отпраздновать победу любимой партии вышла молодежь из прокремлевских движений. Сцену украшали портреты уходящего президента Дмитрия Медведева, в качестве звукового оформления организаторы подобрали, в частности, "Мы ждем перемен" Виктора Цоя.
"Давайте просто попрыгаем!" - для начала призвал массовик-затейник, когда перед сценой собрался пока лишь авангард с флагами в руках, а основная масса привезенных автобусами активистов еще толпилась у "рамок" на входе. Флаги послушно задергались вверх-вниз.
Политический расклад
Перед выборами единственной из семи зарегистрированных партий, чьи шансы на попадание в Госдуму оставались не ясны социологам, была "Справедливая Россия". Экзит-поллы, обнародованные сразу после закрытия участков, предсказали, что СР проходит 7-процентный барьер с большим запасом. Взрыва ликования в штаб-квартире партии в здании группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова это, однако, не вызвало. Шампанское на подносах, правда, разносили.
"Если эти результаты подтвердятся, то мы впервые в новейшей российской истории имеем совершенно новый политический расклад в Госдуме", - говорит лидер партии Сергей Миронов в битком набитом журналистами зальчике. Экзит-поллы предсказывают, что "Единая Россия" набирает чуть меньше половины голосов.
Председатель партии Николай Левичев чуть позже поясняет Би-би-си, что это заставит партию власти больше торговаться с оппозицией в парламенте.
Левичев уходит от прямого ответа на вопрос, что же такого стряслось этой весной, что Миронов впал в немилость и лишился поста главы Совета Федерации, а фразеология "Справедливой России" стала жестко оппозиционной.
В это самое время свое удовлетворение результатами выборов в штаб-квартире "Единой России" выражают члены тандема.
Дмитрий Медведев, уходящий президент и глава списка ЕР, по предварительным результатам осмелился предположить, что партия власти остается "лидером и самой крупной политической силой".
"Тот расклад, который мы получим в Госдуме, отражает реальный расклад политических сил в стране", - уверяет Медведев.
Владимир Путин добавляет, что это "люди сохранили" за "Единой Россией" ведущую роль, и что опираясь на этот результат на выборах (к тому времени формально еще не известный), власть с ним во главе сможет обеспечить стабильное развитие государства.
Путин вскоре уходит, с ним и Медведев, а перед журналистами до первого часа ночи еще выступают только высокопоставленные функционеры "Единой России" Сергей Неверов и Андрей Воробьев.
В штаб-квартире КПРФ, которой экзит-поллы пообещали удвоение представительства в Госдуме, еще до полуночи становится пусть не безлюдно, но довольно тихо. Сотрудники аппарата сообщают, что больше никаких брифингов не будет.
Геннадий Зюганов и его соратники тоже выступили, не дожидаясь подсчета даже четверти голосов. Зюганов сказал, что народ отказал власти в доверии, и теперь в Госдуме будет совершенно иной расклад сил.
"Такой грязи на выборах страна не знала даже во времена своего глубокого падения при Ельцине", - жалуется Зюганов на масштабные и повсеместные, по его словам, нарушения и фальсификации. О том, что "страна такого еще не знала", Зюганов говорит каждые выборы со времен того же Ельцина.
"Унижение, которое у нас называется выборами"
На чердаке штаб-квартиры "Яблока" светло и людно. Полтора десятка активистов принимают звонки "с мест" о происшествиях на выборах. Журналисты ждут лидеров партии к 11 вечера. Потом ждут к полуночи. Дождались к 00:40.
"Мы ждали хоть каких-нибудь результатов", - объясняет Григорий Явлинский и тут же объясняет, что неизменность этих - предварительных - результатов по версии Центризбиркома в течение последних полутора часов противоречит законам статистики.
Председатель партии Сергей Митрохин объясняет, что, по собственным подсчетам партии, по крайней мере в "крупных административных центрах" она набрала намного больше, чем те примерно три процента, что насчитывает ей ЦИК.
"К сожалению, выборы в России не перешли в новое качество. По итогам сегодняшнего дня их, скорее, можно назвать каруселями", - говорит Митрохин, перечислив некоторые из нарушений, обнаруженных наблюдателями партии. Днем он показывал журналистам целую пачку бюллетеней с галочками за "Единую Россию" - вброс этой пачки в урну, по его словам, "Яблоку" удалось предотвратить на одном из участков.
В том, как проходила предвыборная кампания и голосования, Митрохин, тем не менее, находит и повод для оптимистичного заявления: "Мы считаем позитивным симптомом то, что общество начало просыпаться, общество начало реагировать на то унижение, которое у нас называется выборами".
bbc.co.uk