Четверть века не просыхая
На форуме инвестбанка «ВТБ Капитал» под названием «Россия зовет!» (хорошо еще, что не «Родина-мать», хотя вполне подошло бы «Путин-отец») выяснилось, что руководство государства, да и банка тоже, уверенно смотрит в будущее. «Брежневизация» Владимира Путина дополнена его «столыпинизацией» — он хочет прожить много лет после своего 59-го дня рождения без потрясений. И практически «не просыхая», как выразился глава группы ВТБ Андрей Костин.
Руководители государства, госбанков и госкорпораций действительно уверены в будущем. Иначе они не создавали бы свои рабочие династии: в тот же день, когда банкир Костин обещал работать «не просыхая», наблюдательный совет банка рассмотрел вопрос о назначении сына директора ФСБ Александра Бортникова Дениса членом правления ВТБ. Оно и понятно: в системе, где власть, собственность и деньги, — это одно и то же, доверить активы и пассивы можно только самому дорогому — детям. Возглавляет же государственный Россельхозбанк Дмитрий Патрушев, сын Николая Патрушева, экс-директора ФСБ и секретаря Совета безопасности. Для ФСБ ВТБ — банк наследственный: Дмитрий Патрушев там был старшим вице-президентом.
И ведь если спросить, за какие заслуги, известно, что ответят: это детки сами сделали такую карьеру, потому что они, как однажды «отлил в граните» Юрий Лужков про свою жену, «молодые и талантливые предприниматели». Например, сын Михаила Фрадкова Петр давно работает членом правления и зампредом ВЭБа. Сын вице-премьера Сергея Иванова, тоже Сергей, возглавляет страховую группу «Согаз». Сын председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука Борис руководит ОАО «Интер РАО ЕЭС». Да поскреби многочисленные аффилированные с государственными компаниями структуры, полистай персональные составы членов правления и руководителей структурных подразделений, обязательно наткнешься на очередную рабочую династию, в которой от отца сыну переходит не только опыт, но и отношение к государственным активам как к своим собственным.
А в чем проблема? Государство из экономики не уходит, поэтому есть шанс долго и счастливо, пока Путин остается у власти и при товарищах, строить не просто капитализм друзей, а наследственный капитализм друзей. В результате всё будет, как у больших, — экономика окажется поделенной между несколькими семьями-побратимами, в основном чекистского происхождения. У них там, в мире чистогана, правят семьи с частным капиталом, а у нас — с государственным.
Даже при советской власти, славившейся непотизмом руководителей, дипломатов и прочих представителей элиты, подобного рода явления не оказывались столь масштабными. Да, допустим, сын Брежнева мог работать в Минвнешторге, но не начальником же! А представить себе, чтобы, например, ригористы Суслов и Андропов продвигали своих детей на высокие руководящие должности, вообще невозможно.
Когда-то Владимир Набоков грустно и трогательно написал: «Балуйте своих детей, господа, никто не знает, что их ждет впереди». Нынешние хозяева России балуют своих детей, но не потому, что боятся за их будущее. Совсем наоборот: они знают, что их ждет впереди — деньги, дома, лимузины.
На четверть века вперед не просыхая.
Андрей Колесников
novayagazeta.ru