Дело Магнитского: Россия и США играют в поддавки?

29/07/2011 - 08:39

В ответ на решение госдепартамента США запретить въезд в страну российским чиновникам, которых он считает причастными к аресту и смерти Сергея Магнитского, Россия собирается внести в "черные списки" ряд американских чиновников.

Москва и Вашингтон обмениваются уколами: в ответ на обещание МИДа не оставить без ответа американские санкции против российских должностных лиц, представитель госдепартамента Марк Тонер заявил, что США продолжат и впредь оказывать давление на Россию.

"Думаю, что будет уместным сказать, что мы намерены и впредь обращать внимание на вопросы соблюдения прав человека и случаи их нарушения там, где сочтем это необходимым", - заявил американский дипломат.

Впрочем, как утверждает американская пресса, решение госдепартамента США – не враждебный выпад против России, а, напротив, попытка избежать куда более серьезных осложнений.

По мнению российского политтехнолога Станислава Белковского, обе стороны подыгрывают друг другу, демонстрируя взаимное негодование. "На мой взгляд, сегодня Кремль и Белый дом играют в поддавки", - уверен эксперт.

Люди "старой закалки"
Группа сенаторов во главе с демократом Бенджаменом Кардином и республиканцем Джоном Маккейном давно и активно проталкивает закон, предусматривающий не только отказ фигурантам "дела Магнитского" во въезде в США, но и замораживание их авуаров на американской территории.

В список Кардина, от которого отталкивался госдепартамент, входят сотрудники Следственного комитета, МВД, ФСБ, СИЗО, налоговики, судьи и прокуроры – фигуры не маленькие, но не из тех, кому позволено ездить с мигалкой по Кутузовскому проспекту.

Правда, этот список может расшириться: законопроект предусматривает возможность введения санкций против всех, кого в США считают причастными к убийствам и преследованиям известных российских оппозиционеров, правозащитников и журналистов.

Газета New York Times объясняет решение госдепартамента, упреждающее начало обсуждения законопроекта в конгрессе, нежеланием подорвать хрупкое взаимопонимание, наметившееся между Москвой и Вашингтоном с приходом в Белый дом Барака Обамы.

"По сравнению с администрацией Джорджа Буша, Обама пытается наладить отношения с Россией, - поясняет американский политолог Дмитрий Афанасьев. - Он во многом идет Москве навстречу, пытается делать ей что-то полезное, и мы видим, как этому противится его окружение, конгресс, республиканская партия".

Так что история с Магнитским могла обернуться для российской стороны куда хуже, не исключает политолог. "В американском правительстве очень много людей "старой закалки", выросших во время холодной войны. Поэтому большинство взрослого поколения политиков Белого дома по-прежнему настроено против России – неважно, говорят они об этом или нет".

Не оценили?
На первый взгляд, в Москве не оценили самоотверженный поступок Обамы. Как со Смоленской площади, так и из здания на Охотном ряду раздаются заявления о том, что Россия может ввести свои "черные списки": в них попадут американские чиновники, подозреваемые в нарушении прав россиян.

Семен Багдасаров, член комитета Госдумы по международным делам, сомневается в эффективности такого ответа: "Надо быть реалистом: я не знаю такого чиновника или представителя правоохранительных органов США, который вдруг вложил бы какие-то активы в Россию или очень хотел сюда приехать".

Ответ может и должен быть жестким, говорит депутат: "Какие слабые места у США? Афганистан. Россия оказывает Штатам огромную поддержку, мало кто знает, что наземный транзит вообще не проверяется, мы верим на слово, что США возят туда-обратно какие-то нелетальные грузы. Почему бы нам не пересмотреть эти вопросы?"

Еще одним спорным моментом, по мнению Багдасарова, является иранское ядерное досье: "Ракетная программа Ирана вызывает сомнения. А МАГАТЭ недавно сказало, что их ядерная программа носит мирный характер. Тогда зачем мы вводили санкции? Может быть, нам надо выйти из них?"

И вообще, давно пора пересмотреть отношения с Соединенными Штатами, заявляет Семен Багдасаров. "Мы никак не вступим в ВТО, хотя Обама нам обещал чуть ли не за две недели решить этот вопрос. Не отменена поправка Джексона-Вэника. Наконец, проблема ПРО. Если быть принципиальными, из-за нее мы, вообще-то, должны бы выйти из СНВ-3", - убежден депутат.

Впрочем, далеко не все настроены так категорично. "Лично я не сторонник конфронтации, я сторонник переговоров, - говорит коллега Багдасарова по думскому комитету Александр Козловский. - Я выступаю за то, чтобы события, которые сегодня происходят, не усугубляли международные отношения, а использовались как подсказка к нахождению взаимоприемлемых путей".

В контакте
"Между теми людьми, которые определяют российскую политику на американском направлении, и ключевыми фигурами администрации Барака Обамы есть постоянный, содержательный контакт", - объясняет генеральный директор института национальной стратегии Станислав Белковский.

По его мнению, Кремль прекрасно понимает, что администрация Обамы и госдепартамент сыграли на опережение, предотвратив принятие гораздо более жесткого законодательного акта против высокопоставленных российских чиновников.

"Надо принимать во внимание, что республиканцы все более жестко критикуют Барака Обаму и его администрацию за политику перезагрузки, считая, что она носит односторонний характер и сопряжена с уступками России, которые не компенсируются практически ничем, особенно во внутрироссийской политике", - говорит Станислав Белковский.

Поэтому, полагает эксперт, Москва не может не отреагировать на жест госдепартамента - но эта реакция будет ритуальной.

"Кремль должен подыграть Бараку Обаме и Хиллари Клинтон, дать понять, что он, якобы, разозлен и раздражен, - считает Белковский. - Ответные меры должны быть такими же мягкими и полусимволическими".

Если это так, то ждать ответного хода осталось недолго.

Илья Абишев
bbc.co.uk

Автор: Сергей САХАРКОВ