Более 350 миллионов рублей недосчиталась российская казна в 2010 году из-за произвола российских чиновников

20/01/2011 - 13:00

Страсбургский суд в 2010 году принял 216 решений по делам о России. 205 из них не в пользу властей нашей страны. По числу принятых решений наше государство на втором месте после Турции (278 дел). Далее расположились Украина и Польша. Только в 5% жалоб из России суд не увидел нарушений прав человека. Совокупная цена произвола чиновников, допустивших грубейшие нарушения прав (включая право на жизнь и здоровье) своих же граждан, — 8 миллионов 866 тысяч 400 евро, или 355,72 миллиона рублей в год, то есть почти по одному миллиону рублей в день. 87,57% в этой сумме — компенсация морального вреда, остальное — возмещение ущерба и расходов.

Единственная из 47 стран — участниц Совета Европы Россия упорно отказывалась ратифицировать 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, благодаря которому мог быть заметно ускорен процесс рассмотрения дел в Европейском суде. В 2010 году это препятствие было пройдено, 8 февраля закон о ратификации вступил в силу, а вновь подавшие жалобы россияне могут рассчитывать, что им не придется годами ждать вестей из Страсбурга.

Большинство рассмотренных Европейским судом в прошлом году дел против России можно условно разделить на 5 объемных групп. От 750 до 3000 евро в качестве компенсации морального вреда присуждал суд россиянам, которые жаловались на волокиту и неисполнение решений судов по гражданским делам. Здесь сложно выделить какой-нибудь один показательный случай, за каждым — правовой «пинг-понг», когда человека годами выпроваживали от одного чиновника к другому, заставляя самому делать их работу. Остальные группы дел выглядят следующим образом.

Пенсионеры

По 2000 евро компенсации морального вреда и от 495 до 20 479 евро материального ущерба Страсбург обязал выплатить в августе каждому из 87 военных пенсионеров Новочеркасска, обратившихся в Европейский суд. Общая сумма наказания России превысила 600 тысяч евро. Заявители требовали пересчета пенсий. Двое пенсионеров до победного решения суда не дожили. 4663 евро получит вдова Николая Мельникова и 11 097 евро — сын скончавшегося в ноябре 2009 года Николая Захарова. В 2006 году Ростовский гарнизонный военный суд вынес обвинительный приговор экс-военкому области генерал-майору Валерию Шпаку, приговорив его к 80 тысячам рублей штрафа за халатность при начислении пенсий.

Чечня

В среднем по 55—65 тысяч евро на семью каждого похищенного или убитого жителя Чечни обязывал Россию выплатить Европейский суд в минувшем году. Иногда суммы компенсаций достигали 150 тысяч евро — в тех случаях, когда перед похищением или гибелью человека сильно пытали, чему удалось найти достоверные свидетельства.

Крупнейшим поражением России в Европейском суде можно признать декабрьское решение о выплате беспрецедентных 1,72 миллиона евро 29 жителям Чечни за бомбардировку федеральными войсками селения Катыр-Юрт. В феврале 2000 года село, в котором проживали около 25 тысяч человек, было захвачено боевиками, и российские военные приняли решение нанести авиаудар. Погибли 24 человека. Получившим ранения различной степени тяжести суд присудил от 30 тысяч до 70 тысяч евро. Потерявшим родных суд обязал выплатить от 60 тысяч до 120 тысяч евро. Так, 120 тысяч должна получить 33-летняя Бела Орсамикова, которая при бомбардировке потеряла мать и троих братьев. Всего суд рассмотрел десятки жалоб на похищения, пытки и исчезновения граждан во время второй чеченской кампании. Из российских военных никто к ответственности за гибель мирных жителей Чечни так и не был привлечен.

Заключенные

Переполненные камеры, отсутствие свежего воздуха, насекомые, ужасная духота летом и холод зимой, отвратительное питание, хамское отношение администрации и отсутствие приемлемой медицины стали предметом рассмотрения еще десятков жалоб на невыносимые условия содержания в следственных изоляторах и колониях России.

В начале марта 2010 года Комитет министров Совета Европы провел анализ исполнения нашей страной решений Европейского суда по 31 делу о пыточных условиях содержания в следственных изоляторах. Тогда был представлен черный список из 24 СИЗО, в который, в частности, вошли московские «Матросская Тишина», Бутырка и «Пресня», а также питерские «Кресты».

Бывший офицер ФСБ Михаил Трепашкин, осужденный за разглашение государственной тайны, в декабре отсудил в Страсбурге 10,5 тысячи евро. Это — компенсация за несправедливое судебное разбирательство и пыточные условия заключения в СИЗО «Матросская Тишина», где, по словам Трепашкина, в полной вшей, грязной и задымленной камере 1,5 на 1,8 метра без окон и вентиляции ему приходилось спать по очереди, так как на 8 мест было 14 заключенных. Глава УФСИН России по Москве Владимир Давыдов и начальник «Матросской Тишины» Фикрет Тагиев в декабре 2009 года были отправлены в отставку после гибели юриста Сергея Магнитского.

Глава ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Маленчук и начальник «Крестов» Сергей Худорожков также расстались со своими должностями. Худорожков в настоящее время руководит ФСИН по Свердловской области. Маленчук же после резкого заявления главы ФСИН России Александра Реймера в декабре уволен из системы окончательно. Экс-директор ФСИН Юрий Калинин, при котором, по мнению Европейского суда, сложились пыточные условия, на сегодняшний день является членом Совета Федерации от Пензенской области и какую-либо персональную юридическую ответственность не понес.

Милицейские пытки

Суммы компенсаций пострадавшим от милицейского насилия соразмерны, а иногда и выше, чем жертвам второй чеченской кампании. Например, житель той же Чечни Алаудин Садыков получит 79 800 евро за бесчеловечные издевательства. Сотрудники милиции и военные били пенсионера, жгли ему руки и отрезали ухо. По данным Межрегионального комитета против пыток, обвиняемые в избиении Садыкова на тот момент замначальника временного отдела внутренних дел (ВОВД) Октябрьского района Грозного Рашит Ягафаров, замначальника специальной огневой группы того же отдела Сергей Дегтярев и конвойный изолятора временного содержания ВОВД Сергей Захаров до сих пор находятся в розыске. Уголовное преследование в отношении бывшего начальника изолятора временного содержания этого отдела Игоря Банина прекращено по амнистии.

15 тысяч евро получит пострадавший от пыток авиатехник аэродрома «Балтимор» Георгий Быков, который после милицейской беседы с пристрастием в Советском РОВД Воронежа написал чистосердечное признание в убийстве двух прапорщиков. Быков продолжает отбывать 15-летнее наказание, а в Советском РОВД периодически случаются ЧП, например, прыгают из окон и разбиваются насмерть подозреваемые в краже.

Нарушение гражданских прав и свобод

Говоря о других делах, которые рассмотрел в 2010 году Европейский суд по правам человека, можно отметить победу гей-активистов во главе с Николаем Алексеевым, который за ущерб от разгона трех гей-парадов в 2006—2008 годах получит 29 510 евро. Наверняка отставка Лужкова, одного из главных оппонентов и противников, стала для него приятным бонусом.

По нарушению права на объединение Страсбургский суд вынес только одно решение — в пользу «Свидетелей Иеговы». За незаконное закрытие организации им положено 20 тысяч евро компенсации морального вреда и 50 тысяч евро за понесенные расходы.

По делам о свободе слова в минувшем году было вынесено 5 решений, все не в пользу России, в том числе — по «Новой газете» в Воронеже». Европейский суд в декабре признал нарушение 10-й статьи Европейской конвенции, гарантирующей свободу выражения мнения, и обязал выплатить редакции 866 евро. Тогдашний мэр Нововоронежа Владимир Синицын, который преследовал в суде журналистов за критику в свой адрес, сейчас является членом бюро обкома КПРФ.

Некоторые антигерои, которых так или иначе касаются решения Европейского суда и действия которых принесли российскому бюджету серьезный ущерб, — те же Шпак, Маленчук и другие, уже вне власти, но большинство продолжает трудиться на тех же должностях или даже пошли на повышение. Однако, по нашим наблюдениям, тенденция все же меняется: международное правосудие неторопливое, но справедливое, и те, кто нарушает права человека, рано или поздно все равно оказываются за бортом.

В обзоре освещены дела правозащитного центра «Мемориал», Правовой инициативы по России, Центра защиты прав СМИ, Межрегионального комитета против пыток, юристов Маргариты Ледовских, Павла Седляра и Ильи Севолдаева.

Павел Чиков,
Дмитрий Колбасин , Ассоциация «АГОРА»

Автор: Сергей САХАРКОВ