МАК опубликовал переговоры смоленских диспетчеров перед катастрофой польского ТУ-154
Международный авиационный комитет опубликовал полностью транскрипцию записей всех переговоров диспетчеров аэродрома "Смоленск-Северный", при заходе на посадку на который в апреле 2010 года потерпел крушение ТУ-154 президента Польши.
Российские диспетчеры на аэродроме в Смоленске предупреждали экипаж самолета президента Польши Леха Качиньского о плохих метеоусловиях и предлагали уйти на второй круг. Об этом свидетельствует расшифровка радиоперереговоров диспетчеров, опубликованная на сайте Межгосударственного авиационного комитета, который вел расследование авиакатастрофы.
В сообщении МАК поясняется: "В связи с появившимися в СМИ, со ссылкой на Министра внутренних дел и администрации Республики Польша Ежи Миллера, сообщениями об опубликовании польской стороной записей разговоров диспетчеров аэродрома Смоленск "Северный", и с целью объективного информирования мировой общественности, с разрешения органов, проводящих предварительное следствие, в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, принято решение опубликовать полностью транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами:
Внимание, в тексте содержится нецензурная лексика.
2. Записи телефонных разговоров (pdf, 712 Кб)
3. Записи радиопереговоров (pdf, 960 Кб)
Как следует из документа, руководитель полета сообщил, что видимость на аэродроме из-за тумана составляет не более 400 метров, условий для приема лайнера нет. Тем не менее польский экипаж принял решение о снижении.
В частности, в 10:24 экипаж польского президента запросил данные о метеоусловиях в Смоленске. "На "Корсаже" туман, видимость 400 метров", - информирует польский борт № 1 руководитель полетов. На просьбу поляков уточнить температуру и давление, диспетчер отвечает: "Температура плюс два, давление 7-45, 7-45, условий для приема нет". Тем не менее польский экипаж принимает решение о снижении. "Спасибо. Но если возможно попробуем подход. Но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг", - говорит польский борт 101.
В разговоре между собой российские диспетчеры делают вывод: "Значит, делает контрольный заход. Решение командира. Делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров. Уход, готовность Минска, Витебска на запасной пусть запросят".
В 10:34 руководитель полетов в Смоленске спрашивает командира экипажа польского самолета, совершал ли он посадку на военном аэродроме. Следует утвердительный ответ. В 10:35 руководитель полетов предупреждает, чтобы польский самолет был готов уйти на второй круг: "Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг". "Так точно", - отвечает командир польского экипажа.
В 10:41 российский руководитель полетов дает команду "Уход на второй круг" и повторяет ее еще два раза. Польский борт уже не отвечает. Затем в эфире звучит вопрос: "Ну, где он?" После этого вновь звучит команда "Уход на второй круг, 101-ый". В документе "Открытый микрофон" зафиксированы переговоры с самолетом польской делегации Як-40, который приземлился в Смоленске, а также российским самолетом Ил-76, который ушел на запасной аэродром.
В 10:32 руководитель полетов в Смоленске говорит одному из диспетчеров: "Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал". И получает ответ: "Это решение (неразборчиво) международного номер 1. Он там сам". Один из диспетчеров, полковник Краснокуцкий говорит: "Он не зайдет. Ты, главное, дай ему на второй круг. Значит, на второй круг и все. А там дальше, сам принял решение, пусть сам решает".
Как заявил глава Минтранса России Игорь Левитин в эфире радиостанции "Эхо Москвы", решение МАК опубликовать полную транскрипцию всех переговоров является беспрецедентным, поскольку информация "о разговорах и переговорах в диспетчерской" по сути является тайной следствия.
Напомним, накануне глава МВД Польши Ежи Миллер заявил, что диспетчеры слишком поздно предупредили экипаж самолета Качиньского об опасном сближении с землей и возложил часть отвественности в случившейся катастрофе на российскую сторону.