Медведев выступил за единство в учебниках истории
Президент России Дмитрий Медведев на встрече с историками заявил о необходимости выработки единого подхода к важным вехам истории. Однако сами историки считают такой "консенсусный подход" противоречащим целям школьного образования.
Прошедшее во Владимире совместное заседание президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию было посвящено подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, которое будет отмечаться в 2012 году.
Общаясь с учеными, Медведев неоднократно возвращался к теме участия государства в трактовке тех или иных исторических событий.
Медведев заявил, что считает "вредным", когда учебники истории дают различные интерпретации некоторых исторических событий, особенно периода Второй мировой войны. Он предложил ученым подумать над выработкой "единых подходов" в освещении истории в школьных учебниках, назвав это "проблемой консенсусных точек".
По мнению Дмитрия Медведева, наука имеет право придерживаться абсолютно разных, диаметрально противоположных точек зрения на самые разные события, но с точки зрения преподавания было бы неплохо, "чтобы наши молодые граждане получали некие общие представления о том, как происходило формирование нашей страны".
"Примеры очевидны, - сказал президент. - Отношение к Великой Отечественной войне, ко Второй мировой войне. Возможно ли, например, в учебниках истории давать какую-то иную интерпретацию? Сразу скажу: на мой взгляд, нет, это было бы вредно".
"Другая эпоха"
При этом Медведев напомнил о том, что в прошлом были нередки случаи "дурного влияния властей на историческую науку", однако сейчас, по его мнению, другие времена.
"Мы живем в другую эпоху, и вряд ли сегодня можно себе представить, чтобы президент или кто-то другой из руководителей государства диктовал исторические версии в учебники", - сказал президент."
"То, что в учебниках, которые предназначены для государственной школы и издаются за государственный счет, должны по некоторым важным точкам присутствовать консенсусные вещи, наверное, справедливо. Позиции в учебниках также не должны быть одинаковы, но некоторые консенсусные рамки должны присутствовать. И это важно, потому что общество наше расколотое. Другое дело, что эти рамки, как мне представляется, должны быть достаточно широкими", - сказал в интервью bbcrussian.com автор учебника истории России, школьный учитель Леонид Кацва.
Старший научный сотрудник общества "Мемориал" Никита Петров считает такой "консенсусный подход" с педагогической точки зрения вредным для школьников.
"Нужно излагать факты, учить детей самостоятельно анализировать эти факты и приходить к выводам. Это и есть воспитание чувства историзма, умения анализировать, умения мыслить самостоятельно", - считает Никита Петров.
Навязанная точка зрения на исторические события, по мнению историка, напротив отучит детей от самостоятельного анализа событий.
Также, по словам Никиты Петрова, по некоторым событиям современной истории ученым будет сложно даже для учебника выработать единую точку зрения.
"Не подведена вообще черта под советским прошлым. Нет юридической оценки, совершенных в советское время преступлений. И отсюда – невозможность выработки какого-либо, хотя бы примерного, консенсуса", - говорит Никита Петров.
"Потом эту дурь не выбьешь"
Дмитрий Медведев поддержал идею, выдвинутую одним из участников встречи, о создании общества историков России под эгидой главы государства. С его точки зрения, сегодня такой альянс историков и государства был бы полезен.
Комментируя это предложение, Леонид Кацва в интервью bbcrussian.com сказал, что развитие исторической науки должно регулироваться научным сообществом, а не государством. По словам Кацвы, научных сообществ на данный момент в России существует уже достаточное количество.
"Существует уже сообщество историков. Оно называется Академия наук. Кроме того, существуют исторические общества. А причем здесь глава государства, мне, откровенно говоря, не понятно, " - сказал Леонид Кацва.
Во время встречи Медведев выступил с еще одним предложением популяризации национальной культуры. Он призвал активнее пропагандировать для молодежи историю и народное искусство в кинематографе, компьютерных играх и даже в музыкальных программах развлекательных телеканалов.
"У нас есть MTV и МузTV. Там, допустим, качество не очень высокое, но пусть и там будут объекты нашей национальной культуры. Мне кажется, это будет смотреться просто классно, если между нормальной попсой и каким-то другим жанром будет еще присутствовать наше великое народное искусство. Мне кажется, это даже для тех, кто смотрит этот канал, будет, как принято говорить, прикольно", - предположил президент.
Кроме этого, Медведев призвал россиян изучать свою родословную, а также сообщил, что возвращаться к практике нанесения образов руководителей государства на денежные знаки считает пока преждевременным.
Кроме этого, по мнению российского президента, ключевое значение имеет уровень подготовки преподавателей истории - неквалифицированное преподавание способно заложить в учениках ошибочное представление об отношениях между народами или некорректную интерпретацию каких-либо событий.
"Потом эту дурь не выбьешь", - сказал Медведев, добавив, что неграмотное преподавание даже способно породить "зачатки экстремизма".