Обзор российского рынка профнастила

03/07/2012 - 12:39

Профнастил представляет собой тонкий лист металла с выдавленными (профилированными специальными роликами или штамповкой) продольными углублениями в виде прямоугольника, волны или трапеции. В зависимости от толщины листа, высоты и вида профиля материалу можно придать различную степень жесткости, что обусловливает широкую область применения профнастила в различных сферах строительства. Профнастил используется и как кровельный материал, и как стеновой материал, и как фасадный материал, из профнастила изготавливается опалубка для монтажных перекрытий. Как отмечает Президент «Национальной ассоциации производителей стальных гнутых профилей» Ю.Н. Елисеев, определить долю использования стальных гнутых профилей (и профнастила как наиболее распространенного вида этих профилей) в общем объеме российского металлостроительного рынка в настоящее время не так уж легко. Причина этого – отсутствие в нашей стране какой бы то ни было статистической базы не только по производству строительных металлоконструкций, но даже по суммарному потреблению металла в строительстве. По мнению Ю.Н. Елисеева, потенциальный запас внутреннего рынка профнастила в России по емкости весьма значителен, превышая потенциал рынка стран Евросоюза в 12 – 14 раз. Профнастил, представленный на российском рынке, производится преимущественно отечественными предприятиями, существенной конкуренции со стороны зарубежных производителей пока не наблюдается. Однако после вступлении России в ВТО активность Запада на российском рынке будет постепенно возрастать. Как отмечают эксперты, сегодня западные производители скрупулезно изучают российский рынок, заняв выжидательную позицию. К российскому рынку привлечено внимание таких крупных европейских корпораций, как Rautaruukki Group, Arcelor Construction, Tekla и некоторых других. Профнастил различается по высоте гофра, которая может варьироваться в широком диапазоне от 8 до 114 мм. В зависимости от высоты профиля различают ряд марок профнастила. «Низкие» и «средние» профили (с высотой 8 – 35 мм) используются преимущественно для стеновых и облицовочных работ, а также для заборов и ограждений. «Средние» и «высокие» профили (20 – 60 мм) применяются в основном для кровельных работ. «Высокие» профили высотой 57 – 114 мм используются в качестве несущих. Другим параметром, по которому проводится деление рынка профнастила на сегменты, выступает вид защитного покрытия. Это может быть либо полимерное защитное покрытие, включающее гамму различных цветов, либо цинковое покрытие. Контингент потребителей цветного профнастила образуют предприятия, торговые компании, частные покупатели, для которых важное значение имеет внешний вид здания. Для потребителей профнастила без полимерного покрытия преимущественное значение имеет фактор цены профнастила; из неокрашенной оцинковки выпускают почти весь несущий профнастил. Цены на профнастил с цинковым покрытием и профнастил с полимерным покрытием различаются примерно на треть. Во многом стоимость профнастила зависит от сырья, из которого он сделан (толщины стали, ее производителя, вида полимерного покрытия). Использование цветного профнастила позволяет сделать внешний вид здания более привлекательным, в связи с чем, как отмечают эксперты, использование стали с полимерным покрытием расширило рамки применения профнастила в сторону индивидуального и малоэтажного строительства (садовые и дачные домики, коттеджи, торговые павильоны, автозаправочные станции, киоски). Расширение применения профнастила промышленными предприятиями во многом связано с возможностью оформить фасад предприятия в корпоративных цветах. Межрегиональная ассоциация производителей оцинкованной стали (МАПОС) провела исследования, которые показывают, что потребительский рынок профнастила условно можно разделить на два больших сегмента. Первый сегмент спроса формируют частные лица, использующие в строительстве «низкие» профили (от 8 до 21 мм). Основным фактором выбора профнастила для «частников» выступает экономичность, а при профилировании невысокой гофры лист меньше сжимается и ширина конечного продукта больше, соответственно цена за квадратный метр ниже. Второй сегмент спроса формируют корпоративные клиенты - строительные компании, использующие весь диапазон профилей (от 8 до 114 мм). Техники продаж для частных и корпоративных потребителей различны. Для привлечения потенциальных частных клиентов продавцу достаточно давать краткие рекламные объявления в изданиях с большим тиражом. При продажах корпоративным клиентам от продавца требуется большая гибкость и настойчивость, он активно ищет потенциального покупателя и приходит к нему со своими предложениями. По мнению экспертов МАПОС, в связи с различиями техник продаж профнастила для частных и корпоративных клиентов одной компании трудно организовать одинаково эффективные продажи одновременно в двух сегментах рынка. Спрос на профнастил характеризуется сезонностью. С мая по октябрь продаются как кровельные, так и стеновые профили. Зимой спрос падает, причем темпы снижения спроса на высокие кровельные профили (от 35 до 114 мм) больше, чем на низкие (от 8 до 21 мм), так как кровельные работы и монолитное строительство зимой почти не ведутся. Низкие профили зимой продолжают использовать для ограждения строительных площадок и внутренних облицовочных работ. В ноябре - декабре увеличивается число заказов от государственных организаций, которым необходимо до конца года реализовать бюджетные деньги. Однако в целом в зимние месяцы экспертами рынка отмечается снижение общего объема продаж профнастила примерно на 50%. В Москве наибольшие доли в продажах занимают профили с высотой гофра 8 мм и 21 мм. Если учесть, что 21-й профнастил используется также как и 20-й, то их можно объединить в одну группу, занимающую треть рынка. По мнению аналитиков МАПОС, популярность 20-го и 21-го профнастила связана с их универсальностью - эти марки используются как на ограждения и облицовку, так и на кровлю. Универсальны также 8-й и 35-й профили. Так, 8-й профиль используется в основном как стеновой, его можно увидеть и на крыше частного гаража. Профнастил для заборов НС-35 все чаще используется, обладая большей жесткостью, чем «низкие» профили, он требует меньшего количества опор на пролет. В Санкт-Петербурге по объему продаж лидирует 18-й профиль, используемый как на стены, так и на кровлю. Следующим по популярности является профнастил с высотой гофра 13 мм. В отличие от Москвы, где 20-й и 21-й профнастил занимают треть рынка, в Санкт-Петербурге эти марки представлены значительно меньше. По мнению экспертов, этот факт связан со сложившейся исторически ситуацией – в советский период и в начале 90-х годов производители Санкт-Петербурга не выпускали 20-й и 21-й профнастил, поэтому питерский покупатель «не приучен» к этим маркам. Среди несущих профилей (от 57 до 114 мм) лидирующее положение в Москве занимают 75-й и 60-й профили, что, по мнению экспертов, связано в основном с наличием в столичном регионе большего числа станов для производства этих двух профилей, чем для производства других марок несущих профилей. В Санкт-Петербурге в группе несущих профилей лидируют 57-й и 75-й профнастил. Результаты исследования популярности разных видов защитных покрытий профнастила показывают, что наиболее популярным среди потребителей является оцинкованный профнастил. Эксперты полагают, что лидирующее положение «оцинковки» достигается за счет высоких профилей, которые в больших объемах заказывают на опалубку межэтажных перекрытий, где не требуется окрашенный металл, на кровлю производственных помещений и ограждение строительных площадок. Недорогая «оцинковка» пользуется популярностью у частных потребителей, особенно для возведения заборов. Следующим по популярности является профнастил из металла с полиэстеровым покрытием, используемый в основном на кровлю в частном строительстве, а также для декоративной облицовки крупных построек (торговых павильонов, спортивных комплексов и т.п.). В настоящее время на потребительском рынке профнастила наблюдается рост объемов продаж профнастила с полимерным покрытием. Растет число фирм – производителей профнастила. Быстрыми темпами развиваются региональные рынки. Подводя основные итоги нашего обзора отметим: Российский внутренний рынок профнастила имеет значительный потенциал по емкости, превышающий потенциал рынка стран Евросоюза в 12 – 14 раз. Профнастил, представленный на российском рынке, производится преимущественно отечественными предприятиями, однако, по прогнозам экспертов, активность зарубежных производителей на рынке в ближайшем будущем будет возрастать. Потребительский рынок профнастила можно разделить на два основных сегмента: это частные лица, формирующие спрос в основном на «низкие» профили (8 – 21 мм); и корпоративные клиенты, использующие весь спектр профилей и являющиеся единственными потребителями «высоких» профилей (35 – 114 мм). В Москве и Санкт-Петербурге преимущественную долю в продажах составляют «универсальные» марки профнастила: 21-й профиль и 18-й профиль. Основную долю продаж на российском рынке в настоящее время составляет оцинкованный профнастил, при этом постоянно увеличивается и объем продаж профнастила с полимерным покрытием.

Автор: Сергей САХАРКОВ