Нелегитимность выборов означает незаконность власти

12/05/2011 - 12:17

Экспертное мнение

Нелегитимность выборов означает незаконность власти
Полное блокирование регистрации каких бы то ни было новых партий (последней в марте отказ получила «Родина: здравый смысл») означает не только грубое попрание правящей тусовкой простейших демократических норм, но и делегитимацию выборов, а значит – и самой государственной власти.

Ведь эти нормы появились не из стремления к гуманизму и нравственному самосовершенствованию, а из простейших функциональных соображений: люди подчиняются только той власти, легитимность, то есть законность, которой они признают.
В разных культурах источник легитимности различен.

Это может быть священное помазание, закон, традиция или решение группы старших товарищей (как, например, в Китае). Это могут быть выборы – как в условиях демократии.

В России источником легитимности, как это ни парадоксально, является не телевизор, не «побеждающее зло» «бабло» и даже не пресловутый «вашингтонский обком», а выборы.

Не потому, что наше общество такое демократичное: у нас со свободой свои сложные исторические отношения, и огромная часть общества (включая, кстати, и меня) искренне полагает традиционную западную демократию не высшей и самодостаточной духовной ценностью, но лишь инструментом вроде гаечного ключа: подходит – хорошо, нет –поищем другой.

И, тем не менее, источником легитимности власти, безусловно, являются выборы – не из-за обожествления формальных демократических процедур, но из-за неукорененности или неприемлемости всех остальных ее источников.

С богом-батюшкой понятно: в стране четырех только основных конфессий (и про атеизм, который за последние 20 лет поменялся местами с православием, тоже забывать не надо) превращение его в обоснование светской власти есть не более чем способ уничтожения последней.

С традицией – в условиях, когда почти на каждое поколение приходится или война, или революция, или очередной «великий перелом» – тоже всё ясно. Как и насчет «старших товарищей» в стране перманентного конфликта «отцов и детей».
Остается закон – про который давно, еще до социалистических и капиталистических «извращений», сложилась чудесная поговорка, приравнивающая его к дышлу.

Итак: демократия в России носит остаточный характер. Мы живем строго по Черчиллю: даже те, кого от нее мутит, понимают, что альтернативы или никуда не годятся, или просто не подходят.

И носители самого тоталитарного сознания из самых разных политических лагерей дружно, «в едином порыве» утверждают: источником легитимности власти являются выборы, точнее – выражающаяся через них воля народа.

В последние полтора десятилетия государство ставит эксперимент над самим собой, с нарастающей интенсивностью демонстрируя народу, что его воля больше не имеет отношения к выборам.
Началось с президентских выборов 1996 года под лозунгом «бабло побеждает зло». Однако в последние годы мы видим качественное изменение ситуации.

Выборы становятся нелегитимными уже не из-за фактического устранения для большинства политических сил и групп возможности вести агитацию и пропаганду и не из-за поражающих воображение фальсификаций, начиная от прямых «вбросов» до, насколько можно понять, компьютерных махинаций в рамках системы ГАС «Выборы» (ибо расхождения в данных протоколов избиркомов и итоговых данных трудно объяснить иначе).

Выборы становятся нелегитимными еще до своего официального объявления – ибо к ним принципиально не допускаются новые, вновь создаваемые политические структуры. В условиях быстрого изменения социального облика российского общества, идущего на протяжении всех 2000-х годов, это означает, что огромная – а возможно, и преобладающая его часть – гарантированно не будет иметь своего политического представительства. Ведь к выборам допускаются только старые политические структуры, опирающиеся на социальную и эмоциональную базу прошлого, и не допускаются те, кто отражает новые интересы и новые смыслы, рождаемые обществом.

Таким образом, не ложь, не нарушения закона, не фальсификации делают как минимум предстоящие (а, скорее всего, и прошедшие) выборы нелегитимными.

Даже если все голоса будут посчитаны правильно, если все партии в соответствии с законом получат равный доступ к СМИ и иным возможностям агитации, если бизнесмены не будут прятаться под стол от страха при одной мысли, что у них могут попросить денег не на «Е..ную Россию» – даже при всем этом нелегитимность выборов будет очевидной.

Ибо фактическим запретом на регистрацию новых политических партий огромная часть российского общества в принципе лишена самой возможности политического представительства.

Но, может быть, я перегибаю палку?
Есть очень простой и эффективный способ это проверить.
Ведь если власть действительно отражает волю народа и является его порождением (этой точки зрения придерживаются те, кто полагает, что нарушения в ходе выборов влияют на их результат лишь несущественно), она не может уничтожать его.
Если власть порождена народом, она ему служит.

Что же делает нынешнее государство?
Насколько можно понять, оно последовательно уничтожает социальную сферу, эффективно дебилизируя население целым комплексом, вероятно, хорошо продуманных мер.

Оно лишает граждан даже теоретической возможности самозащиты, предоставляя беспрецедентные полномочия представителям «правоохранительных» органов и превращая судебную систему, по всей видимости, в карательный орган «круче сталинского НКВД».
Под видом «либерализации Уголовного кодекса» государство поднимает беспрецедентное криминальное цунами, способное просто уничтожить страну.

Ведя красивые разговоры о модернизации России, оно выводит ее деньги за рубеж, по сути направляя их на модернизацию стратегических конкурентов нашей страны и нашего народа. Захлебываясь от нефтедолларов, утопая в фантасмагорической роскоши и заморозив в бюджете более 40 % его расходной части, правящая бюрократия цинично заявляет об «отсутствии средств» на самые насущные нужды народа, усиливает его налогообложение и обсуждает повышение пенсионного возраста!
Каждый россиянин может продолжить этот список десятками других примеров.

Эти примеры с юридической, медицинской точностью доказывают, что современная власть не служит народу – и, соответственно, не порождена им.

Насколько можно понять, ее действия преступны, что возможно лишь в одном случае: если она нелегитимна. Ведь легитимная, то есть порожденная народом и опирающаяся на него власть, была бы немедленно поправлена им.

Это подтверждает высказанную мною гипотезу.
Современная российская власть, скорее всего, нелегитимна – и запрет на признание новых политических сил гарантированно делает власть, сформированную по итогам избирательных спектаклей 2011-го и 2012 годов, нелегитимной, то есть незаконной.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, д.э.н.

Автор: Сергей САХАРКОВ