Догнать и перегнать Монголию: российский фондовый рынок на пороге массового прихода розничных инвесторов?

21/03/2012 - 00:31
Читать u-f.ru на

Несколько лет назад я узнал поразительные цифры — соотношение количества частных инвесторов фондового рынка России и Монголии. На тот момент клиентами брокерских организаций, зарегистрированных в качестве участников торгов на Монгольской фондовой бирже, являлось около полумиллиона частных инвесторов. В России было примерно столько же. Причем порядка 20-25% от общего количества российских брокерских счетов на ФБ ММВБ составляли счета участников IPO ВТБ, то есть тех, кто вовсе не планировал торговать на бирже. К этому стоит добавить, что и из оставшихся счетов более половины считались неактивными, то есть по ним проводилось менее одной торговой операции в месяц или операции не проводились вообще.

Сейчас нам все же удалось обогнать Монголию по этому показателю: на начало 2012 г. в России насчитывается порядка 700 000 тех, кого формально можно считать участниками биржевой торговли, а на Монгольской бирже количество клиентов не выросло — по всей видимости, исчерпан человеческий ресурс, ведь население этой страны составляет менее 3 млн человек. Однако в целом ситуация с притоком новых инвесторов на российский рынок акций изменилась мало. По-прежнему биржевой трейдинг в России остается уделом единиц на тысячу.

Такое положение дел — низкая востребованность возможностей российского рынка ценных бумаг со стороны населения — естественно, негативно сказывается на его развитии. В последнее время наблюдается процесс сжатия инфраструктуры фондового рынка. Все наиболее известные слияния прошлого года: объединение РТС и ММВБ, покупка Сбербанком компании «Тройка диалог», да и укрупнение ФСФР за счет присоединения Росстрахнадзора — несмотря на широко позиционируемые стратегические преимущества, по сути, являются проявлениями именно этой тенденции. И если в обозримом будущем ситуация кардинально не поменяется, наш рынок обречен превратиться в малосущественную периферийную деталь национальной финансовой системы.

Отметим, что фонды, банки и другие институциональные инвесторы на российский рынок пришли уже давно и потенциал значительного расширения их присутствия невелик. Конечно, в зависимости от динамики рыночной конъюнктуры варьируется и объем их инвестиций, но это не приводит к принципиальным, качественным изменениям.

Что касается прихода нерезидентов, которого ждут уже более 10 лет, то, судя по всему, все так и ограничится ожиданиями. По крайней мере, в ближайшие годы. Даже если не говорить о сохраняющемся малопривлекательном инвестиционном климате для иностранцев, очевидно, что все нынешние глобальные мировые проблемы вряд ли подвигнут наших западных партнеров на серьезное увеличение вложений в российские ценные бумаги.

Таким образом, массовый ритейловый инвестор остается последней и единственной надеждой нового ренессанса отечественного фондового рынка.

О причинах тотальной незаинтересованности российского населения в возможностях биржевой торговли писалось и говорилось очень много. Безусловно, это и массовая финансовая безграмотность, и недоверие по отношению к самим инструментам фондового рынка и механизмам работы с ними, и фактор советского менталитета, и многое другое. Все это было, есть и остается.

Однако за последние 10-12 лет произошли и существенные изменения, которые именно сейчас будут служить предпосылками для прихода массового инвестора на российский рынок акций.

Во-первых, на порядок вырос уровень компьютеризации и интернетизации населения. Напомним, что первые системы интернет-трейдинга (интернет торговля ценными бумагами) появились на рубеже тысячелетий, в 2000 г. В то время домашний интернет был в диковинку. Подавляющее большинство тогдашних участников биржевой торговли давали приказы на покупку-продажу «с голоса», через брокера. Либо пользовались дилинговыми залами инвестиционных компаний. Сейчас эти услуги уходят в прошлое: почти все торгуют со своих компьютеров из дома, из офиса — откуда угодно.

Во-вторых, существенно изменился и сам фондовый рынок, и технологии работы на нем. Появились принципиально новые возможности: многофункциональные системы интернет-трейдинга, торговые приводы, роботы, экспертные торговые системы, структурные продукты. Все это позволяет активно участвовать в биржевой торговле самым разным категориям инвесторов.

В-третьих, 10-12 лет назад у людей просто не было необходимых накоплений для инвестиций в ценные бумаги — вопрос сохранения и преумножения капиталов ввиду их отсутствия не стоял тогда на повестке дня. Тот средний класс, который начинал формироваться в середине 90-х гг., был почти полностью уничтожен в результате кризиса 1998 г.

Но к настоящему времени в России вновь появился слой населения, который условно можно отнести к среднему классу (по разным оценкам, его представители составляют порядка 15- 25% от всех россиян), обладающий определенными сбережениями. По данным на начало 2012 г., только в Сбербанке было аккумулировано более 5 трлн руб. во вкладах физических лиц. Всего же объем средств на банковских депозитах превосходит 10 трлн руб. Суммарный размер активов на брокерских счетах участников торговли на рынке акций в десятки раз меньше.

И последнее, пожалуй, наиболее важное обстоятельство: произошла смена поколений потенциальных инвесторов. Сейчас переступили тридцатилетний рубеж те, кто воспитывался и получал образование уже в эпоху рыночной экономики. Интернет для них — комфортная и привычная среда. Им не мешают советские стереотипы времен развитого социализма, они прагматичны и имеют определенный аппетит к риску. И они достигли того возраста, когда появляются некоторые свободные средства и встала задача их эффективного сбережения и преумножения. Приход на рынок акций представителей именно этого «племени младого, незнакомого», причем в масштабах, существенно превышающих то, что мы видели ранее, неизбежен.

Закономерно спросить: почему этого не произошло хотя бы несколько лет назад? Ведь все перечисленные выше условия действуют, по крайней мере, лет пять, а динамика притока на фондовый рынок широких масс, как упоминалось, в последнее время скорее затухающая.

На самом деле первая итерация активного прихода ритейлового инвестора уже состоялась. Это было в 2009 г. В разгар кризиса существенно возросло количество новых клиентов брокерских компаний именно из числа физических лиц. И, надо сказать, для большинства из них этот опыт оказался успешным: рынок сильно вырос и была возможность очень прилично заработать. Но с конца 2010 г. года и особенно в 2011 г. — начале 2012 г. стала сказываться ситуация предвыборной политической нестабильности в России, к тому же усилились негативные ожидания по развитию глобального мирового финансового кризиса (пресловутая «вторая волна» стала реальностью). Кроме того, и рыночная ситуация с середины 2010 г. характеризовалась стагнацией, а в 2011 г. наблюдалось и вовсе значительное снижение. На падающий рынок новые инвесторы не приходят, новички любят рост. Соответственно, в таких условиях биржевая торговля снова утратила привлекательность для начинающих.

Почему надо ожидать возобновления массового прихода «физиков» в обозримом будущем? Прежде всего, потому что с завершением президентской предвыборной гонки снята основная часть тех политических рисков, которые более года оказывали доминирующее негативное воздействие на настроения как действующих, так и потенциальных инвесторов. К тому же нынешний президентский цикл продлится в полтора раза дольше предыдущих — шесть лет, и это дает ощущение большего запаса стабильности. В то же время не стоит рассчитывать, что очереди желающих начать торговлю на бирже выстроятся прямо сейчас. Как уже упоминалось, необходимым условием для прихода новичков является повышательный ценовой тренд, а именно его мы, скорее всего, и не увидим в ближайшие месяцы. С очень высокой вероятностью наш рынок сейчас находится в начале среднесрочного падения (см. статью «Сценарии поведения российского фондового рынка после 4 марта»), и «дно» этого понижательного движения расположено достаточно глубоко от текущих значений и относительно далеко по времени.
И, естественно, новая генерация «физиков» хлынет на рынок лишь после того, как всем станет понятно, что «дно» уже пройдено, то есть цены весьма ощутимо приподнимутся над зафиксированными минимумами. Этот момент точно наступит не завтра и не послезавтра, но в течение ближайшего года — почти наверняка.

Может ли, несмотря на все предпосылки, ожидаемый бум ритейловых инвесторов не состояться? Конечно, такое возможно. И означать это будет одно из двух: либо произошли глобальные форс-мажорные события (такой сценарий мы не рассматриваем), либо российский средний класс почему-то не принял ту модель фондового рынка, которая сформировалась в нашей стране за последние два десятилетия. По какой причине так произойдет, и каковы окажутся последствия? Будем обсуждать, если подобное действительно случится.

Пока же есть поводы для сдержанного оптимизма: в масштабе абсолютных цифр мы уже обогнали Монгольскую фондовую биржу по количеству участников торговли, осталось приблизиться в процентном отношении.

Автор: Сергей САХАРКОВ