«Газпром» патентует фирменный синий цвет
Юридический департамент ОАО «Газпром» подал в Роспатент заявку на регистрацию синего цвета в качестве товарного знака. Речь идет об оттенке, который в международной классификации носит название Pantone 300 CV.
Этот оттенок синего — один из фирменных цветов «Газпрома», которые, как записано в брендбуках группы компаний, «являются единственно допустимыми цветами для изображения констант фирменного стиля».
— Это чисто юридическая перестраховка, — поясняет исполнительный директор НП «РусБренд» Алексей Поповичев. — Используя цветовую гамму «Газпрома», сторонняя компания может создать у потребителя впечатление связи с известной корпорацией, это может ввести потребителя в заблуждение.
Газпромовский синий — далеко не первая попытка создать в России монополию на цвет. В 2011 году датская фирма Grundfos запатентовала в России красный цвет своих циркуляционных насосов. Grundfos удалось доказать, что 96% специалистов по насосному оборудованию связывали красный цвет именно с насосами их производства.
Сейчас в процессе рассмотрения находится заявка Сбербанка, желающего закрепить за собой фирменный оттенок зеленого цвета. Заявка была подана еще в феврале. Как известно, в России встречаются компании, копирующие фирменный стиль «Сбера». Так, например, компания «Займы населению» использовала в своих вывесках фирменный цвет Сбербанка, его шрифт и элементы логотипа.
По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимира Юрасова, защитить свой товарный знак «Газпрому» не составит труда, если заявка на его регистрацию составлена грамотно.
— Если «Газпром» посчитает, что кто-то нарушил его права на знак, патентные поверенные должны будут провести экспертизу. Если подтвердится то, что бренды схожи до степени смешения, «Газпром» будет иметь право потребовать прекращения использования товарного знака, — считает Юрасов.
В Гражданском кодексе, по словам юриста, предусмотрена ответственность за копирование товарных знаков. Компенсация вреда может составить от 100 тыс. до 5 млн рублей.
Кроме того, пострадавшая компания может потребовать компенсации понесенного по вине нарушителя ущерба — если сумеет обосновать запрошенную сумму.
Зарубежная практика показывает, что получить эксклюзивное право на тот или иной оттенок цвета не всегда просто. Так, компания Cadbury четыре года добивалась прав на эксклюзивное использование фиолетового цвета. В конце концов ей удалось доказать, что именно этот цвет ассоциируется у потребителей с шоколадками Cadbury.
Руководитель патентного агентства «Рупатент» Виктор Чернышев считает, что эксклюзивные права на цвета противоречат принципу конкуренции на рынке.
— Я против монополии на цвета. Если компании начнут присваивать себе цвета, то недалеко время, когда и до цифр доберутся, — заявляет Чернышев.
Пресс-служба ОАО «Газпром» не представила официального комментария о регистрации фирменного цвета. Как правило, заявки на товарный знак в Роспатенте рассматривают около полутора лет.
Фото: gazprom.ru