Писателю Герману Садулаеву ответили из Чечни открытым текстом
Интервью писателя Г. Садулаева "Главная проблема Чечни - не терроризм, а секс" заставило взяться за перо уполномоченного по правам человека в Чечне Н. Нухажиева. «Полу-казак, полу-чеченец», - так назвал омбудсмен писателя и заявил, что отныне не подаст руки Садулаеву.
Вот что пишет Н. Нухажиев:
"Беседа журналиста Д.Стешина с так называемым "чеченским" писателем под вызывающе мерзким и примитивным заголовком "Известный писатель Герман Садулаев: "Главная проблема Чечни - не терроризм, а секс" получила широкий отклик в российском Интернет-пространстве. Спектр комментариев широк: от восторженных ( "Спасибо, мне очень понравилось. Давно не читала более правдивой статьи о чеченцах"; "Единственный чеченец, которого читаю с удовольствием, слушаю и соглашаюсь. Жаль, что он один такой. Видимо, все-таки, сказалось то, что его мама русская") до гневно-отрицательных ("Человек" зарабатывает себе на хлеб. Ни совести, ни чести"; "Такая серьезная тема и такой тупой заголовок"; "Это случайно не методичка ветеринара? Чеченский писатель или очень честен, или люто ненавидит свой народ").
Отвечая на провокационно сформулированный вопрос корреспондента почему русские и чеченцы недолюбливают друг друга, Садулаев свел его к банальной проблеме взаимоотношений двух полов. "Главная проблема Чечни - не терроризм, а секс", - заявил ничтоже сумняшеся новоявленный "гражданин мира" из Петербурга, тем самым, возможно, объясняя причину своего переезда из Чечни в северную столицу.
"Очередной факт из совместной жизни наших народов, как говорится, подкинула сама жизнь, - пишет Стешин в своем материале, - За день до интервью чеченский юноша, студент самого престижного вуза страны - МГИМО, прокатился на джипе вокруг Вечного огня в Александровском саду". И представляя, что это было сделано преднамеренно, называет ее "святотатской выходкой".
Вечный огонь на Могиле Неизвестному солдату зажжен в честь всех советских солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, в том числе и чеченских, так что этот факт возмутителен для всех народов бывшего СССР. И становиться в позу оскорбленного одному из представителей этих народов по этому поводу нет никакой необходимости.
И все же, осуждая этот неприятный инцидент, нельзя переводить его в плоскость межнациональных отношений, тем более, когда участниками происшествия были и трое русских молодых людей. Вполне обоснованно возмутившись этим случаем, Стешин, почему-то, не заметил, что рядом с этим памятным местом построен торгово-развлекательный центр с веселой музыкой. Бывали случаи, что его пьяные посетители в пьяном угаре, бросали в Вечный огонь венки, положенные у подножия мемориала благодарными гражданами нашей страны. Как объяснит это Стешин - "чеченским следом"?
Или, например, случай во Владимире, когда потерявшие человеческий облик жители этого города, славянского происхождения, убили своего земляка, буквально поджарив его на Вечном огне. Или же свежий пример - убийство ветерана войны племянником, с целью завладения его боевыми наградами. И таких примеров можно привести сотнями, но национальную принадлежность правонарушителей в них, почему-то, указывают только в случаях с чеченцами или кавказцами.
По словам бывшего заместитель министра внутренних дел РФ А.Чекалина, за последний год по России было зарегистрировано 43 миллиона приводов в милиции за различные правонарушения! Это около 118 тысяч зарегистрированных приводов в день! 120 тысяч уголовных дел возбуждено в 2009 году только по наркотикам. Ежегодно десятки тысяч убийств, изнасилований, грабежей, похищений, не говоря уже о преступлениях бытового характера. Серийные убийцы, маньяки, педофилы, коррупционеры, наркоторговцы, оборотни в погонах. Это тоже чеченцы?
"Декларируется, что все чеченцы, как и гасконцы, "с детства академики" и знают, как себя вести в любой точке мира. А на деле - сплошные криминальные сводки", - пишет Стешин. Не знаю, где мог услышать автор такой вздор, как "академики с детства", но нет никакого сомнения, что подобный тезис в чеченском обществе не декларируется. А что касается постоянного присутствия чеченцев в криминальных сводках, то все дело в том, что против чеченцев развернута информационная война и практически не один негативный случай, связанный с ними не остается без пристального внимания прессы.
Малейшая нелицеприятная информация, связанная с чеченцами, получает гипертрофированное освещение в СМИ! И это на фоне практически полного замалчивания позитивной информации, связанной с жизнью национальных меньшинств. Образ чеченца - бандита, "лиц кавказской национальности" выдуман СМИ и стоящими за ними политическими силами, имеющими свои виды на Северный Кавказ и Россию.
Конечно же, чеченцы - далеко не мед. Это очень целеустремленный, деятельный, со своим взглядом на мир и, в силу всего этого, во многом не всем понятный и "неудобный" народ. Вместе с тем, чеченцы отличаются крайней доверчивостью, надежностью, верностью дружбе и своему слову. Речь идет о типичных чертах характера чеченцев, что выделяет их среди других народов.
В силу таких объективных причин, как обособленное развитие на протяжении последнего тысячелетия и многолетняя война за свою независимость, у чеченского народа сложился своеобразный тип характера и мышления. Он отличается высокой степенью устремленности к личной свободе и достижению целей, без откладывания на долгий срок, так как в условиях на грани физического уничтожения, в которых народ перманентно жил на протяжении нескольких столетий, надежды на далекую перспективу не просматривалось.
Самодостаточность, гордый и независимый характер, успешность в своем деле вызывают определенную зависть и вражду к выходцам из Чеченской Республики, и вообще к кавказцам, в российском обществе, особенно среди конкурентов по бизнесу. Кроме того, с пристрастием относятся к чеченцам и некоторые сотрудники правоохранительных органов российских регионов, которые практически все прошли через Чечню.
Необходимо сказать и о поднявших за последнее время голову националистических движениях в России, действующих под лозунгом "Россия для русских". Вспомним прошедший на днях судебный процесс по делу членов фашистской организации "Белые волки" - Кривцова и Уфимцева, жестоко убивших на почве национальной ненависти 20 человек нерусской национальности. Как не странно, "национал-патриоты", вместо того, чтобы защищать целостность России, объединились со своими заклятыми врагами либерал-демократами в стремлении оторвать от России Северный Кавказ. Плюс ко всему безответственная информационная политика отдельных региональных и центральных средств массовой информации. Вот что в основном формирует политику по отношению к чеченцам в родном российском государстве.
Но, вернемся к нашей статье.
Размышляя о миграции чеченцев, Садулаев заявляет, что каждый мигрант из Чечни, "должен быть готов к трансформации себя, и у него должно быть открытое сердце". Иначе "зачем ты уезжал тогда? Живи в своем ауле, там все такие, как ты" - пренебрежительно замечает он.
Как писал Маяковский в стихотворении "Стихи о советском паспорте": " Что это за географические новости?" Как это соотносится с конституционным правом каждого человека на свободное передвижение и изменение места жительства, на сохранение национальной идентичности, на развитие своего языка и культуры, где бы он не находился?
Люди же не игрушки-трансформеры и не могут одномоментно и безболезненно переделываться. Да и зачем человеку, временно выехавшему за пределы своей малой родины, такая трансформация? Ведь подавляющее большинство мигрировавших из Чеченской Республики, в отличии от Садулаева, собирается вернуться на историческую родину. Вернуться именно потому, чтобы не потерять своей идентичности.
При временном нахождении в других регионах достаточно соблюдать законодательство страны и уважительно относиться к традициям местного населения. Но это же не предполагает необходимости мигрантам идти на поклон тамошнему криминалитету? Именно нежелание склонить голову перед местными преступными группировками, с которыми нередко сотрудничают и правоохранительные органы, вынуждает чеченцев вступать с ними в "разборки" для защиты своих прав и личного достоинства.
Естественно, это приводит к правонарушениям, в которых виновными, естественно, оказываются чеченцы.
Таким образом, отстаивая свои права, не поступившись честью и достоинством, чеченцы, в лучшем случае, теряют бизнес или иную работу и бывают вынуждены уехать из этих мест, а в худшем - если остаются в живых - получают различные увечья и садятся за решетку. И вообще, говоря о миграции, необходимо различать внутреннюю миграцию (в пределах собственной страны) и миграцию внешнюю, что далеко не одно и тоже.
Интересно, что подразумевает Садулаев под понятием "открытое сердце"? Если он понимает это как "доверчивость", то у чеченского народа оно - одно из самых открытых. Но вряд ли этого достаточно для равноправных отношений с другими народами. Наоборот, именно это качество характера чеченского народа, к сожалению, принесло ему очень много бед.
"Да, грубо говоря, "сбылась мечта идиота" - Чечня стала мононациональной республикой! Сейчас там больше 90% жителей - этнические чеченцы. И это плохо. Моноэтнизм территории - это симптом ее болезни. Признак наличия фобий", - философствует наш герой.
Простите, а кто во всем этом виноват? Не чеченцы же? Кто развалил Советский Союз, не считаясь с проведенным Референдумом, на котором большинство жителей страны проголосовали за сохранение СССР? Кто благословил процесс на суверенизацию регионов России? Кто вооружил Дудаева для "защиты" провозглашенной им независимости Чечни? Кто начал полномасштабную войну против своих граждан? Кто фактически признал независимость так называемой Ичкерии, а затем, под удобным предлогом, начал вторую чеченскую войну?
Кто в настоящее время травит чеченцев по всей территории России? Честно ответив на эти вопросы, вы абсолютно точно назовете виновника того, что Чечня стала моноэтнической. Все происходившее на территории республики и, отчасти, по всей России, было лишь следствием всех этих событий.
"Невозможно развивать республику, исповедуя принцип моноэтнизма. Если мы хотим, чтобы город Грозный был большим аулом, в нем должны жить люди одной национальности. Но только в полиэтническом городе появляется слой интеллигенции", - безапелляционно заявляет Садулаев.
А кто в Чеченской Республике исповедует принцип моноэтнизма и кто против полиэтничности? Назовите такое учреждение или конкретного человека. Наоборот, в республике, первой из российских регионов, принята Концепция национальной политики, в соответствии с которой действует программа по возвращению русскоязычного населения. Возвращение началось, и, по нашим данным, в республику уже вернулось несколько сотен русскоязычных семей. Численность возвращающихся людей имеет тенденцию к увеличению. Но мы должны понимать, что процесс этот не будет быстрым, слишком свежи воспоминания о прошедших трагических событиях. Он будет зависеть от окончательной нормализации обстановки не только в Чечне, но и в северо-кавказском регионе, да и всей России в целом.
Ну а утверждение о том, что "только в полиэтничном городе появляется слой интеллигенции", не выдерживает никакой критики, хотя мы, в принципе, совсем не против полиэтничности. В таком случае остается пожалеть японцев, живущих, по Садулаеву, без интеллигенции в своих многомиллионных "аулах», но все же достигших самых высоких вершин в области науки и техники и имеющих вторую экономику в мире, уступая только США! Да и китайцы, не подозревая об этой своей "ущербности", развиваются настолько стремительно, что рассчитывают в ближайшие двадцать лет стать доминирующей экономикой мира! И тоже без "полиэтничной" интеллигенции.
А теперь "о непонятном и неприемлемом в России поведении молодых чеченцев, которое и рождает конфликты". Садулаев считает, что все дело во "внутреннем конфликте в традиционном обществе в стадии разложения" (имеется в виду в чеченское общество - авт.). То есть, между традиционной системой воспитания чеченцев, сдерживающих их в определенных рамках, и современными средствами коммуникации, развращающими молодежь.
По его мнению, спутниковое телевидение и Интернет "накачивают желание", а традиции "не дают для него выхода". В результате всего этого "мужчин при виде женщин начинает трясти", что " грозит расцветом гомосексуализма". Все это "создает дикое напряжение в обществе", которое, как полагает новоявленный сексопатолог, не находя выхода в республике, выплескивается за ее пределами, на головы несчастных россиян. Ни больше, ни меньше! Можно подумать, что только спутниковое телевидение, Интернет и реклама развратили человечество, и без них оно было бы непорочно. Почему же тогда, еще на заре человечества, Каин убил своего брата Авеля? И за что тогда Всевышним были жестоко наказаны жители городов Содом и Гоморра?
Дело тут, конечно, не в конфликте традиционного чеченского общества и современных коммуникационных систем, формирующих, по Садулаеву, неадекватное агрессивное поведение чеченцев за пределами своего общества. Почему-то у арабов из Эмиратов или, например, у тех же китайцев и японцев, которые не менее традиционны и на одной ноге с телевидением и Интернетом, это не "срывает башни" и не вызывает агрессии. У них все эти моменты вполне решаются без всяких конфликтов. Скорее всего, самый "правильный" из чеченцев излагает миру собственные проблемы. Это как в том случае с ассенизатором, считавшем источником специфичных для его профессии ароматов, не себя, а весь окружающий мир.
Что касается гомосексуализма, то он пышным цветом цветет, как раз, в так называемых демократичных обществах, ратующих за чисто формальное соблюдение прав человека, а вовсе не в традиционных. Об этом Садулаев должен знать лучше других, так как живет в городе, где устраиваются гей-фестивали и парады дегенератов, которым, по всей видимости, симпатизирует и сам. Почему-то сей радетель "демократизации Чечни" никак не может согласиться с тем, что его так называемые "озабоченности" вполне успешно решаются в рамках традиционных для чеченского общества правил. А все остальное - это фантазии его извращенного ума. Почему, вы думаете, чеченцы относительно рано женятся и выходят замуж, а мужчины, к тому же, могут иметь несколько жен?
К большому удивлению, Садулаев крайне отрицательно относится к запрету похищения невест. Сторонник "трансформации" и противник "узконационального мышления", а также "выведения аула из чеченца", вдруг становится страстным защитником такого дикого обычая, как похищение девушек, который он называет всего лишь "красивым кавказским обычаем". Основу этого анахронизма он называет "браком по любви". Несомненно, какая-то часть таких похищений является договорной, но в большинстве случаев - это жестокое насилие, совершаемое над девушкой против ее воли. Ведь даже если ее и вернут в родительский дом после похищения, ломается вся ее последующая жизнь.
"Только в 5% случаев воровство невест - действительно похищение человека, которое должно караться по закону. В большинстве случаев это обычай, правовая фикция, которая снимает проблему несогласия родителей и формальные запреты", - считает Садулаев. Интересно, а кто и как все это вычислил? "Вражда между родами", "траур" - это дела давно минувших лет. Если уж дело между молодыми решено, то этих "пережитков" мало кто придерживается.
"Через два дня родственники жениха приходят с повинной головой. Они извиняются", - продолжает вешать лапшу на уши неосведомленному читателю наш земляк из Петербурга. Это в Питере, наверное, так поступают, но не в Чечне. Приди родственники похитителей здесь через целых два дня после похищения, то они вполне могут остаться без той самой "повинной" головы. Незамедлительное сообщение о том, что невеста находится у них - это вопрос жизни и смерти в таких случаях. Это закон, нарушение которого чревато самыми серьезными последствиями для похитителей. Незнание Сайдулаевым элементарных законов и традиций чеченского народа наглядно свидетельствует о том, насколько он оторван от своих корней.
"А сейчас хотят, запрещая воровство невест, чтобы брак был по арабски", - вомущается Садулаев. Не по-арабски, а как раз - по чеченски. По нашим традициям девушка сама определяет время и место, куда она выйдет с сопровождающей ее родственницей, чтобы уехать с друзьями жениха в дом своего будущего мужа. По-арабски совсем по другому. Жених сам приезжает сватать свою будущую жену, сам увозит ее, сидит рядом с ней на свадьбе и т. д. У чеченцев это категорически запрещается. А то, что жених и невеста согласовывают свой выбор со своими родителями, а родители делятся с ними собственным видением их будущего - то это всегда так было.
Легенда об Имаме Шамиле, который в свое время якобы пробовал запретить похищения невест, и что у него ничего из этого не вышло, скорее всего, придумана "неизвестными писателями". Наоборот, как раз в шамилевские времена и зародилась эта традиция, с тем, чтобы, извините за выражение, "рожать мужчин для армии Шамиля", как об этом выразился сам Садулаев.
А шариат в брачно-семейные отношения вводить в Чечне нет никакой необходимости - он действует у чеченцев с момента принятия Ислама. Испокон веков, брак, не оформленный по мусульманским канонам, являлся незаконным, а дети, рожденные от этого брака, считались незаконнорожденными. Этого правила в Чечне неукоснительно придерживались даже в самый пик пропаганды атеизма, когда людям запрещали молиться и соблюдать Уразу. Не знаю, правда, было ли оно соблюдено в случае с семьей нашего героя.
Что касается многоженства (тут уже точно, несмотря на настойчивые требования Имама Шамиля), то оно традиционно не очень было распространено среди чеченцев. А инициатива руководства муфтията, выступившего с призывом к вступлению во второй и третий брак, была связана с последствиями двух военных кампаний в Чечне. Как известно, они были катастрофичны. Тысячи овдовевших женщин, десятки тысяч осиротевших детей. Именно с целью предотвращения морально-нравственного упадка и более полного решения проблем оставшихся без попечительства женщин и детей и была выдвинута эта инициатива.
Не совсем понятно в связи с вышеизложенным истинное отношение Садулаева к чеченской женщине. То он заявляет, что единственное право чеченских женщин, тысяча извинений, это рожать мужчин, "их функция начинается с этого и заканчивается этим", то считает, что "жена для чеченца - это святое. Он ее бережно и нежно любит. Это для него и солнце, и свет". Хотелось бы знать, где Садулаев искренен?
На вопрос Стешина о реальности отделения Чечни от России, известный "чеченский" писатель, неожиданно перевоплотившийся из "сексопатолога" и "этнолога" в "политолога", отвечает: "Куда мы хотим прийти? В арабский Восток? А мы там нужны? Жить маленькому государству экономически невозможно. Оно должно куда-то входить". Извините, а кто в Чеченской Республике ставит вопрос в такой плоскости?
Глава республики Рамзан Кадыров не устает повторять, что не хочет независимости от России. Более того, всенародный Референдум, проведенный 23 марта 2003 года, однозначно ответил на это. Другое дело, что вопрос об отделении Чечни, да и всего горского Северного Кавказа от России настойчиво начал ставиться в Интернете и некоторых СМИ российскими псевдонационалистическими и либеральными общественными организациями, пытающихся не мытьем, так катаньем разорвать Россию на части. И тут впору ставить вопрос не о стремлении Чечни к независимости, а, наоборот, о целенаправленном выдавливании Чеченской Республики из России.
В заключении хочется сказать следующее - россиянам-русским и россиянам-чеченцам необходимо понять, что многое в мире и в самой России изменилось за последние два десятилетия. Навязывать что-то силой народам в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого глобального мира опасно, да и контрпродуктивно. Необходимо учитывать интересы составляющих нашу огромную страну народов. Вместе с тем, и народы России должны понимать значение и меру ответственности русского народа за судьбу единого российского государства, и учитывать это в своих устремлениях и действиях. Различные стереотипы и комплексы, сформировавшиеся у наших народов за предыдущий период сосуществования, должны уступить равноправным, взаимоуважительным отношениям. И здесь не должно быть места ни великодержавному, имперскому шовинизму, ни узкокорыстному местничеству и национализму.
Я читал некоторые статьи Германа Садулаева, которые выставлялись на сайте Prague Watchdog, хотя с его литературным творчеством не знаком. В большинстве своем эти статьи были очень живыми и интересными, с хорошим чувством слова. В них был нерв происходящего в республике. Скажу честно, мне они нравились. Но за последнее время содержание и тональность его выступлений резко изменились. В них стали преобладать совсем другие мотивы, и, что совершенно недопустимо, он неуважительно, а местами оскорбительно начал отзываться о народе, к которому вроде бы причисляет себя до сих пор. Пытаясь унизить свой народ, он унижает только самого себя. Хотя кто такой Садулаев? Кто бы обратил на него внимание, даже как на падающего надежды писателя, как о нем отзываются некоторые его почитатели, если бы он не был чеченцем. У русского народа таких писателей - "садулаевых" хоть пруд пруди.
А со своей стороны могу заявить, что для меня Садулаев (хотя быть может, это и не великая потеря) больше не существует и при встрече, как принято в таких случаях, руки ему я не подам. Не сомневаюсь, что так же поступит не только каждый чеченец, но и любой порядочный человек, какой бы национальности он не был. А закончить свой отзыв на его мерзкое "творение" хочу частичным перефразом знаменитой эпиграммы Пушкина, посвященной графу Воронцову:
Полу-казак, полу-чеченец,
Полу-мигрант, полу-лишенец,
Полу- подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец!"
Нурди Нухажиев,
Уполномоченный по правам человека
в Чеченской Республики