Бесплатные дороги в России обещают латать, но не строить
Минтранс ограничен в средствах на развитие транспортной системы и может предложить только ремонт существующих дорог и строительство платных магистралей, пишут "Ведомости".
"Нужно каждый год вкладывать в транспортную систему 4-4,5% ВВП вместо нынешних 2-2,2%, однако источники финансирования ограничены", - цитирует издание опубликованную на сайте министерства госпрограмму "Развитие транспортной системы до 2019 года".
Поэтому, по мнению Минтранса, нужно сосредоточиться на "недопущении деградации транспортной инфраструктуры и развитии сегментов транспортной системы, обеспеченных платежеспособным спросом".
В госпрограмме отмечается также, что отрасль пребывает в жалком состоянии, а на транспортные издержки приходится 15-20% стоимости российской продукции против 7-8% в развитых странах.
Кроме того, подвижность населения втрое ниже, чем в развитых странах. Лишь 8% автомобильных дорог - многополосные, почти треть федеральных трасс перегружены.
До 2019 года федеральный бюджет, согласно программе, потратит на транспорт 7,1 трлн рублей, еще 4,8 трлн Министерство рассчитывает привлечь из внебюджетных источников.
Почти четверть бюджетных средств - 1,7 трлн из 7,1 трлн рублей пойдет на ремонт и содержание федеральных трасс, это основная статья расходов воссозданных дорожных фондов.
Благодаря строительству и ремонту федеральных трасс с твердым покрытием станет лишь на 3200 км больше, констатирует издание.
Напомним, что сейчас около 40% бюджетных расходов на дорожную систему покрывают автомобилисты: 30% дают акцизы на топливо, 10% - транспортный налог.
Акцизы на топливо в 2012-2015 годах должны быть повышены в расчете на литр на 7-8 рублей, и почти треть розничной цены бензина должна пойти на строительство и ремонт дорог, рекомендуют эксперты.
Пока в Налоговом кодексе заложено повышение акциза на 1 рубль в 2012 и 2013 годах. Сейчас акциз на литр бензина 3-го класса составляет 4,23 рубля, это 18-23% стоимости 92-го бензина.
Правительство также выступило с инициативой строительства платных автодорог даже при отсутствии бесплатной альтернативы. Для этого требуется отменить требование законодательства об обязательном наличии альтернативных бесплатных дорог.