Трасса сквозь центр Лос-Анджелеса была построена за сутки и в 6,5 раз дешевле, чем в Москве

21/07/2011 - 09:12

«Рентабельность, стройка и честность – понятия несовместимые» – удивляются чиновники в РФ

Муниципальные власти и дорожные строители Лос-Анджелеса продемонстрировали всему миру фантастическую скорость и стоимость строительства автодорог. 16 километров четырехполосной трассы должны были быть проложены через центр города. Власти округа и бизнесмены компенсировали горожанам стояние в пробках, а строителям пригрозили штрафом в $6000 за каждые 10 минут опоздания. С таким стимулом строители закончили работу на 18 часов раньше, потратив всего 30 часов. Стоимость трассы оказалась в 6,4 раза ниже, чем строительство Четвертого кольца Москвы. Цена дорог в России вполне могла быть на 40% ниже, осторожно предполагают российские чиновники.

Городские власти Лос-Анджелеса умудрились избежать транспортного коллапса при постройке 16-километрового участка 405, проходящего через город. Для строительства четырехполосной магистрали были приняты беспрецедентные меры, причем не только городскими чиновниками, но и бизнесменами и автомобилистами.

Страх перед дорожным коллапсом в ЛА весьма силен – автодвижение в городе считается одним из самых оживленных в США. В последние десятилетия город пережил подобное лишь дважды – в 1984 году, в связи с летней Олимпиадой, и в 1987 году, во время визита папы Римского Иоана Павла II.

По статистике, за июльский уикенд по лос-анджелесскому участку шоссе 405 проезжает полмиллиона машин. Оно считается главной транспортной артерией, соединяющий западный Лос-Анджелес с долиной Сан-Фернандо. В такой ситуации закрытие дороги грозит городу транспортной катастрофой и уже вызвало панику среди местных жителей. Опасения в связи с грядущим закрытием высказывали многие голливудские звезды. Возможный транспортный коллапс получил от горожан и журналистов название «кармагеддон», приводит Lenta.ru информацию The Los Angeles Times.

Дорожные работы на этот раз были назначены на уикенд 16-18 июля. К началу работ правление округа Лос-Анджелес начало кампанию по очистке городских дорог от личного транспорта. В этом чиновникам помогли сами автомобилисты, многие из которых не стали в выходные садиться за руль.

Оперативные службы города снимали для своих сотрудников номера в гостиницах, чтобы в уикенд они не опоздали на работу из-за пробок. В метро и на автобусах были введены бесплатные маршруты.

К общему авралу подключились и частные компании. Например, авиаперевозчик JetBlue ввел специальные рейсы между аэропортами на противоположных окраинах города. Стоимость билета составила 4-5 долларов, а продолжительность полета – полчаса. Все билеты на рейсы были раскуплены. Рестораны, бары и кинотеатры предлагали беспрецедентные скидки на время ожидаемых пробок.

Самые жестокие ограничения были наложены на фирмы, которые прокладывали шоссе. Частные подрядчики, работавшие на ремонте дороги, облагались штрафом в 6 тысяч долларов за каждые 10 минут задержки сверх отведенных на работу двух суток.

Беспрецедентные совместные усилия городских служб и самих горожан привели к тому, что уже на следующий день после начала работ, 17 июля, мэр города Антонио Вилларайгоса созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что строительство шоссе было закончено на 18 часов раньше, за неполных 30 часов. За досрочное завершение всех работ подрядчики получили дополнительное вознаграждение, правда, сумму назвать отказались. Всего 16-километровое шоссе обошлось почти в миллиард долларов. Или в $62,5 миллиона за каждый километр, что в 6,4 раза дешевле, чем километр на Четвертом кольце Москвы, чья цена доходила до $400 миллионов.

«40% в конечной цене строительства можно было бы сэкономить», – осторожно признаются российские чиновники, в частности, глава Росфиннадзора Сергей Павленко. «Рентабельность, стройка и честность – понятия несовместимые», – заявляет финансовый контролер. Международные эксперты, и, в частности, Всемирный банк, более радикальны в оценке того, насколько завышена стоимость строительства дорог в РФ. По общедоступным данным, стоимость километра четырехполосной автострады в Китае составляет около $2,9 млн, в Бразилии – $3,6 млн (страны с преимущественно труднодоступным рельефом). В России километр автотрассы стоит в среднем $12,9 млн, что еще совсем недорого в сравнении с такими «достижениями», как цена километра на Четвертом кольце Москвы в $400 млн или участка на трассе Москва – Санкт-Петербург в $134 млн за километр.

Качество и скорость строительства – также не на высоте. Как замечают в Движении автомобилистов РФ, состояние дорог практически не меняется: плохой асфальт заменяется на столь же некачественный. Компании, выполняющие госзаказ на укладку асфальта в городе, дают невероятно краткосрочные гарантии качества – всего год или два, вместо «нормальных» восьми лет по российским нормам или 20-25 по китайским. О скорости строительства «по-калифорнийски» остается только мечтать: в последние годы крупные российские города намертво, на недели и месяцы встают в пробках из-за косметического ремонта дорог. Причем, автомобилисты часто публикуют фотографии, когда участок трассы заблокирован, на «открытой» полосе – пробка, но работы не ведутся по нескольку дней.

Зато, как ранее писал «Новый Регион», в России очень легко находятся деньги на ремонт дорог: сейчас минимум треть средств поступает из транспортного налога. То есть – из кармана автомобилистов. А в аппарате Белого дома недавно предложили в ближайшие годы повысить стоимость бензина на 8 рублей за литр, подняв акцизы, чтобы автомобилисты еще более активно оплачивали своими средствами стояние в пробках, то есть строительство и ремонт дорог.

NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Автор: Сергей САХАРКОВ