Президент Медведев: в борьбе с коррупцией успехов почти нет
Президент Дмитрий Медведев дал интервью газете "Ведомости", которое сегодня ночью 26 января публикует сайт президента РФ.
Говоря о коррупции, которая мешает модернизации экономики, Медведев признал, что модернизация буксует из-за неэффективности нашей власти и институтов.
"Мы очень часто о коррупции говорим. Легко поймать одного коррупционера за руку и прилюдно его наказать, − сказал президент. − Но ведь коррупцией поражена вся система, а не один человек. Увы, у нас только за шесть месяцев прошлого года за коррупционные преступления были осуждены несколько тысяч человек, в том числе весьма высокопоставленные. Но ведь не боятся. Это следствие общих проблем в управлении, никаких сомнений нет."
По словам главы государства, при проведении экономических преобразований недостаточно лишь поменять политические институты, привести их в порядок, чтобы получить другую экономику.
"Это иллюзия, что возникнут хорошие чиновники, которые не будут брать взяток, государство, которое не будет вмешиваться в экономическую жизнь, суды, которые будут всегда последовательны и будут выносить абсолютно правосудные и мотивированные приговоры, — продолжил Медведев, — и будет создано общество всеобщего благоденствия. Здесь нет прямой зависимости, это разные слагаемые успеха. Вы знаете примеры весьма жестких, иногда авторитарных обществ, которые очень успешны в экономическом плане, где мало коррупции и все развивается по вполне оптимистическому экономическому сценарию, но политические институты в этих странах развиты весьма слабо."
На реплику корреспондента о том, что не смотря на регулярные высказывания президента об опасности коррупции, о необходимости борьбы с ней, она достигла таких масштабов, что практически уничтожает государство, а все усилия пока выглядят точечными, не очень системными, президент вспомнил, как в начале президентского срока его отговаривали от этой темы.
"Говорили буквально следующее: зачем вы за это беретесь? — рассказал Медведев, — Вы же не победите коррупцию ни за год, ни за два, за президентский срок не победите. Это абсолютно справедливо. В какой-то момент люди начнут уставать, думать, что какие-то решения приняты, а коррупция как была, так и есть, с нас как тянули, так и тянут. И будет большой диссонанс между словами президента и реальной ситуацией. Но если так рассуждать, то мы никогда не начнем борьбу с коррупцией. Я считаю, что я правильно поступил, когда поднял эту тему на высший уровень, и, что бы там ни говорили, мы борьбу начали. Да, успехов почти нет. Хотя все можно оценивать по-разному. Мы ведь впервые за всю тысячелетнюю историю России создали антикоррупционное законодательство."
По мнению главы РФ, важно то, что созданы и работают Совет по борьбе с коррупцией, другие структуры, которые эту ситуацию мониторят. При этом, был позаимствован целый ряд моделей из практики других стран. Например, декларирование доходов.
"Рассуждали так: ну будут все подавать декларации, но ведь будут врать, будут занижать свои доходы. Да, некоторые будут, но это приучит к порядку. Когда человек что-то подписывает, а у него есть еще дом, на теще машина, на приятеле еще что-то, это на подсознательном уровне у большей части людей создает ощущение дискомфорта", — полагает президент Медведев.
"Второе, — продолжает он, — при возможности люди будут легализовывать свои доходы, потому что каждый разумный человек заинтересован иметь нормальную финансовую историю. У нас нет ответственности за то, что человек не подтвердил, например, источник приобретения двух домов. Но декларирование все-таки дисциплинирует людей. И к этому вопросу нужно возвращаться, как я сделал недавно, когда распорядился проверить соответствие этих деклараций и юридически принадлежащего лицу имущества."
По его словам, есть еще одна тема — конфликт интересов. Это ситуация, когда человек обязан заявить о наличии у него особого имущественного интереса, который может быть вполне правомерным, но который входит в противоречие с интересами государственной службы.
"И человек об этом должен заявить. Вот здесь пока не получилось, — констатировал Медведев. — Нет заявлений, комиссия создана, но она не работает. Видимо, люди боятся заявлять, хотя ничего плохого в этом нет. Поэтому я дал поручение еще раз пройтись по всем звеньям этой системы. Не все, что действует в других странах, легко пересаживается на нашу почву."
По мнению Д. Медведева, такое "разнузданное положение с коррупцией" имеет под собой несколько причин. Во-первых, исторические причины, о которых все говорят, потому что брать взятки в России издавна "было делом незазорным. Это отражение общественной ментальности". Во-вторых, по его мнению, "мы очень быстро шагнули из тоталитаризма во вполне либеральное общество".
"В отличие даже от восточноевропейских стран мы начинали строительство нового экономического общества с начала, нам не на кого было даже опереться. Этот быстрый переход не самым лучшим образом сказался на людях. Возникли очень упрощенные представления об экономической справедливости, о рынке, о возможности зарабатывать деньги", — заключил Медведев.