Власть спустилась на землю и обнаружила…
Беспристрастная статистика: 14 млн га в стране находится в иностранной собственности. Об этом сообщил Президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский в рамках «нулевого чтения» проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», сообщает The DairyNews.
«Главная болезнь иностранной собственности», - отметил Аркадий Злочевский, - это неиспользование. По его словам, наибольшая концентрация иностранной собственности наблюдается в Челябинской области.
«В Еврейской автономной области более 50% пашенных земель находится в собственности китайских компаний», - подчеркнул член Научно-Консультативного Совета при ОП РФ Андрей Гуськов.
Тульская область
Жительница деревни Кузинка Надежда Шибакина пожаловалась президенту на проблемы фермерства в регионе. Она задала Владимиру Путину три вопроса и рассказала об этом на сайте LiveJournal.
«Мы переехали с Урала из Первоуральска в Тульскую область в 2010 году. Мы – это мой муж, моя дочь и зять. Пашем огород. Держим скот. В прошлом году мы хотели взять землю для личного подсобного хозяйства. У нас три коровы, лошадь, овцы, то есть хозяйство нас кормит. Деревня состоит из пяти дворов, сейчас осталось четыре. Кругом массив полей, оставшихся от разрушенных домов, остовов от разрушенных сельхозпомещений – бывших коровников, свинарников и прочее. Мы хотели взять 2-3 гектара для распашки под кормовые травы для скота за домом, так как место позволяет. Нам назвали цену аренды за гектар – 40-50 тысяч рублей в год. Это цена коровы. А 2-3 гектара, это две-три коровы. А у нас же всего три. Я и муж получаем пенсии в пределах 10 тысяч рублей на человека, это ниже средней по стране»,– рассказывает женщина.
В связи с этим Надежда Шибакина задает первый вопрос:«Когда жителям деревни, таким, как мы, можно будет брать землю для личного подсобного хозяйства около дома? Эта земля не используется двадцать лет и еще будет в таком состоянии 20 лет или больше. За цену, которую мы сможем платить с наших доходов?»
Второй проблемой, по мнению автора сообщения, является отсутствие государственных кооперативов, которые закупали бы у фермеров мясо.
«Нам нужны государственные кооперативы, которые закупали бы у нас мясо. Мы сдаем выросший скот, обычно одного двухлетнего быка, за 40 тысяч рублей.То есть за 100 рублей живого веса. Есть много семей, которые бы выращивали скот для кооперации. Не более 1-2 животных. Как подмогу для жизни и дополнительный заработок. Но условий для сдачи скота государству нет, все берут перекупщики свои или из сопредельных государств. За мизер. И это тогда, когда цены на настоящую колбасу достигают запредельных цен»,– пишет Надежда.
Наконец, третья проблема, которая, по мнению женщины, не актуальна как для фермеров, так и для государства – отсутствие фермерских хозяйств в планах сельхозрегулирования и наращивания производства еды в стране.
«Наши хозяйства никак не участвуют в планах сельхозрегулирования и наращивания производства еды в стране. Сейчас все подавляется частными корпорациями с кормами на биодобавках и запрещением вести хозяйство в пределах района дислокации их ферм. Сейчас люди поголовно избавляются от свиней из-за угрозы мифической чумы, так как местные ветстанции идут на поводу у местных корпораций и просто уничтожают животных своей властью. Поросят продают из-под полы… Разве это дело? Люди нищают без поддержки своего хозяйства. Неужели это государству выгодно? Планируется ли в планах государства рост мелких личных хозяйств? Производящих еду на рынок и для собственного обеспечения?»
Северная Осетия
Недовольные распределением земель жители села Кирово мешают работать фермерам. Об этом было сказано на совещании у врио главы республики Вячеслава Битарова.
По словам руководителя СПК «Хурзарин» Риммы Байцаевой, каждый год у нее с фермы уводят по 10 голов коров.
Характерно, что когда земля была заброшенной, к фермерам никто не высказывал претензий. Но когда те выкорчевали деревья, обработали землю и она стала давать хороший урожай, со стороны части сельчан возникло недовольство.
Вячеслав Битаров попросил разобраться в нарушении прав сельхозпроизводителей республиканскую прокуратуру и МВД.
Московская область
Депутаты Государственной Думы предлагают ускорить изъятие неиспользуемой земли сельхозназначения и обязать регионы выкупать ее за половину кадастровой стоимости. Местные власти утверждают, что им придется покупать землю по ценам, в несколько раз превышающим рыночные. Об этом пишет «Коммерсант».
До сих пор с завышенной кадастровой оценкой боролись только землевладельцы. По данным Счетной палаты, из-за ошибок в кадастровой оценке налогооблагаемая база недвижимости за 2014-2015 годы снизилась на 4 трлн руб.— именно на эту сумму бизнесу и гражданам в 65 тыс. споров удалось снизить кадастровую оценку властей. Теперь законодатели предлагают регионам самим купить сельхозземли, основываясь на утвержденной ими же кадастровой стоимости.
Нельзя, однако, сказать, что такая завышенная кадастровая оценка появилась на пустом месте. Дело в том, что большинство земель, например в Подмосковье, скупалось и сразу переводилось из разряда «сельхозназначение» в разряд «под застройку». От этого ее рыночная цена значительно повышалась, а переоценку кадастровой стоимости участка можно проводить только раз в три года.
При обсуждении законопроекта в Госдуме руководитель Совхоза имени Ленина Павел Грудинин приводил в пример двух членов Совета федерации — Дмитрия Саблина и Вадима Мошковича, аффилированные структуры которых скупили огромные земельные массивы в Московской области. «Но после этого сельхозпроизводством они здесь заниматься не стали»,— говорит Грудинин. «Молоковский и Горкинский сельские округа, где находились два колхоза, и ими руководители Герои Соцтруда — Иван Кухарь и Василий Мамров. Там были тепличные комбинаты, развитая инфраструктура, кадры. Структуры Саблина, купив эти два колхоза, сначала уничтожили тепличные комбинаты, потом фермы, потом все продали»,— рассказывает Павел Грудинин. Сейчас, по его словам, эти земли находится в процессе перевода под многоэтажную застройку по согласованию с правительством МО. «Туда пришла фирма «Самолет Девелопмент», которая строит моногорода»,— сообщил «Деньгам» один из участников строительного рынка МО. Однако в Подмосковье перевод земли сельхозназначения под жилищное строительство был полностью запрещен еще в начале 2015 года губернатором области Андреем Воробьевым.
В результате множество собственников оказались с землей, с которой сделать ничего нельзя, стоимость ее снизилась, а налоги резко выросли. «В какой-то момент наблюдался даже обратный тренд: когда резко выросли налоги на землю, предназначенную под строительство, некоторые начали обратно переводить земли в разряд "сельхозназначение"»,— говорит управляющий партнер компании «Миэль — загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. Но и это выбор меньшего из двух зол. «Сельхозземли сейчас все неликвидны, потому что освоение любого куска сельхозземли от 10 га в Подмосковье требует больше $10 млн инвестиций, это почти 800 млн руб.— колоссальные деньги, их сейчас никто не будет вкладывать»,— уверен генеральный директор «Гео Девелопмент» Максим Лещев.