Как жила исламская элита в Российской империи
На территории, вошедшей в состав Российской империи, ислам начал распространяться с VII века (Дербент), в X веке он прочно закрепился в Поволжье (Волжкая Булгария), а после революции хана Узбека в 1312-1314 гг. ислам стал государственной религией Золотой Орды. (Для начинающих изучать историю: правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъёмом и широким городским строительством. Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, разрешив ей принять христианство - прим.редактора). Таким образом, уже в самом начале российской государственности на территории страны проживало значительное количество мусульман и российской власти приходилось регулировать положение исламской элиты в обществе и государстве.
В значительной степени этот процесс облегчался тем, что после революции хана Узбека на территорию Московского княжества прибыли многочисленные представители монголо-татарской элиты, принявшие христианство. Эти знатные тюркские роды дали российскому государству сотни дворянских фамилий, среди которых такие известные и влиятельные, как Юсуповы, Дашковы, Урусовы, Куракины, Тургеневы, Аксаковы, Бутурлины и др. При этом тюркским аристократам, как правило, оставлялась их дружина и выделялся удел, в котором они могли селить в качестве подопечных и слуг незнатных степняков. В XIV-XV вв. для поселения татарских переселенцев московскими великими князьями выделялись городки Серпухов, Звенигород, Кашира, Юрьев-Подольский, Романов, Касимов. Новая московская элита из принявших христианство ордынцев и их мусульманские соотечественники сыграли значительную роль в ходе борьбы Великого княжества московского за независимость, и главенство над русскими землями. Хотя позднее российские императоры вели политику сдерживания ислама, но постоянное расширение территории Российской империи за счет земель, населенных, в основном, мусульманами (Поволжья, Крыма, Кавказа, Туркестана, Приуралья, Сибири и даже Литвы) объективно заставляло власти империи привлекать на свою сторону представителей местной мусульманской элиты. Уже в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. звание генерала Российской империи впервые было предоставлено мусульманину, одному из «птенцов гнезда Петрова» Кутлу-Мухаммед Тевкелеву. Наиболее активно политика веротерпимости проводилась во время царствования Екатерины II. Императрица понимала необходимость охраны своих мусульманских подданных от влияния не всегда дружественных к России исламских государств, прежде всего Османской империи ,в которой султан носил титул халифа и являлся духовным главой всех мусульман-суннитов . Она прозорливо использовала авторитет и опыт исламской элиты в продвижении российских интересов в Центральной Азии, на Кавказе и в Закавказье, в Приуралье и Сибири.
После присоединения Крыма и Кубани Екатерина II гарантировала своим мусульманским подданным в Манифесте от 08.04.1783 г. охрану и защиту «их лиц, храмов и природной веры, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно». Императорский указ от 22.02.1784 г. распространил на мусульманскую элиту все привилегии и права российского дворянства. Правда, за исключением права владеть крепостными-православными. Хотя специальным решением в 1840 г. дворянам-мусульманам на землях бывшей Речи Посполитой (около 200 родов) разрешалось даже владение крепостными-христианами.
По переписи 1897 г. в Российской империи было около 70 тыс. дворян-мусульман (около 5% от всех дворян империи), около 7 тыс. купцов-мусульман первой и второй гильдии. Особенно богатыми среди них были мусульманские купцы Оренбурга, Омска, Астрахани, например купцы Хусаиновы (в Астрахани) с капиталом около 5 млн. рублей. Богатыми и влиятельными были также бакинские мусульмане-нефтепромышленники. Гаджи Зейналабдин Тагиев с капиталом около 16 млн. рублей совершил путь от нищего подмастерья до дворянина-миллионера и в 1910 г. личным указом императора Николая II получил статус потомственного дворянина. Любопытный факт - купцы вассальной, но формально независимой Бухары старались получить российское подданство, чтобы быть огражденными от физических и имущественных притязаний Бухарского эмира.
По данным той же переписи в российской армии служили не только мусульмане-дворяне. В штате войскового казачества Российской империи находились около 45 тыс. мусульман (кавказцы – в Кубанском, Терском и Донском казачьих войсках; поволжские и приуральские мусульмане – в Уральском, Оренбургском, Сибирском, Семиреченском). Для военнослужащих-мусульман были разработаны специальные дополнения к уставам, специальные правила принятия присяги, гарантии права участия в молитвах по канонам своей веры, права погребения по шариату и т.д.
О степени лояльности мусульманской элиты российскому императору (Ак-падишаху) говорит то, что на вновь присоединенных территориях российские чиновники опирались в своей деятельности не только на исламскую аристократию и дворянство, но даже на мусульманское духовенство. В частности, в Средней Азии и на Кавказе оказывал помощь российскому внешнеполитическому ведомству первый российский муфтий Мухаммеджан Хусаин (1788–1824 гг.). Второй муфтий Габдессалям Габдрахимов (1825–1840 гг.) активно участвовал в дипломатических миссиях, и даже в разведывательных операциях императорского правительства в Средней Азии, особенно в Казахстане. Муфтий Габдулвахид Сулейманов с 1828 года преподавал ислам воспитанникам Кавказского полуэскадрона, а позднее, с 1835 г. – Царскосельского кадетского корпуса.
Пример прозорливости российской власти.
Андрей Мартынкин, доцент кафедры истории филиала МГУ в г. Севастополе, кандидат исторических наук,