Что ждет Россию после третьей волны санкций?
Новые санкции Европейского союза и США, принятые в отношении Российской Федерации, эксперты назвали самыми жесткими со времен «холодной войны». Если предыдущие меры касались отдельных политиков, предпринимателей, а также компаний, то теперь они распространяются на всю российскую нефтяную индустрию, финансовый, оборонный и технологический секторы. Суть санкций состоит в изоляции предприятий энергетики и ВПК от новых технологий, а российских банков — от рынков капитала.
Михаил Делягин: «Санкции - переходим от «кто виноват» к “что делать”»
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин дал такую оценку последствиям введения санкций: «Нужно понять, что нет ни одной не решаемой проблемы, как нет ни одной проблемы, которая решается сама собой. Западные инвестиции в Россию не критичны. Критичны технологии, поэтому уже сейчас нужно готовиться к тому, что немцы отрежут нам поставки высокотехнологичных станков, хотя об этом еще не объявлено. Германия уже не бесспорный лидер в этом отношении, вровень с ней стоят Япония и Южная Корея. Нужно прямо сейчас бежать туда и, организовывая между ними конкуренцию за российский рынок, переориентировать потребление. Что касается финансовых санкций, некоторые наши банки действительно получали на Западе дешевые деньги, что нам теперь могут отрезать. Нужно переходить от существующей модели, которая была разработана для малых латиноамериканских стран, к модели финансирования в соответствии с нуждами экономики, которую реализуют США, ЕС, Японии и Китай. Что касается «китайской гармонии», то, если есть возможность выбора, лучше Китай все же кем-нибудь балансировать. Но если Запад не оставляет нам выбора — будем работать с теми, кто есть».
http://delyagin.ru
Сергей Нарышкин: «Санкции Запада в отношении РФ юридически ничтожны»
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин на открытии международного форума «Великая война. Уроки истории» сказал следующее: «Политика сдерживания нашей страны и геополитические интриги по ее ослаблению, оказывается, никуда не делись. Именно здесь истинные причины воспроизведения методов холодной войны, а также введение разного рода санкций и черных списков». Политик подчеркнул, что такие действия имеют неправовой, а значит юридически ничтожный характер, но не только из-за их одностороннего характера. «Видимо, некоторые западные лидеры, и прежде всего за океаном, мнят себя судьями, когда произвольно назначают виноватых и определяют меру ответственности целых стран и народов, причем их не смущает, что подобные вопросы находятся абсолютно не в их национальной юрисдикции», — подчеркнул он.
ИТАР-ТАСС
Юрий Крупнов: «России нужна новая идеология и экономическая политика»
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития в эфире программы «Виттель. Обозреватель» на РБК-ТВ выразил такую точку зрения: «Для меня вывод очевиден — либо мы резко сменим экономическую модель, резко сменим идеологию, либо с нами будет то же самое, что с индейцами чероки, то есть в итоге нас просто не будет. Это не шутка. Я не хочу, чтобы через 100 лет археологи изучали таких русских, которые не смогли определиться. Надо решить, интегрируемся мы в европейскую цивилизацию либо мы отдельная независимая цивилизация, которая ведет свою суверенную политику. Речь идет не о назывном суверенитете. Сегодня у огромного числа наших людей наступило протрезвление, понимание, и санкции этому помогут. 25 лет мы действовали по-разному, но неправильно. Пора начинать переходить к новой ситуации, новой экономической политике. Хватит гонять без конца кредитные деньги, которые при этом еще и в производство не вкладываются. Их не только власть гоняет, их гоняют банкиры. У нас провален технологический суверенитет, но есть фундаментальная наука, есть люди. Важно это понять. Не надо говорить, что все пропало, давайте начинать действовать».
http://krupnov.livejournal.com
Наталья Крайнова: «Третья волна санкций потребует от нас больших политических, интеллектуальных и организационных усилий»
Наталья Крайнова, директор НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», пояснила, что следствием таких мер станет ухудшение ликвидности банков, негативно отразятся они и на финансовом положении промышленных предприятий. По ее словам, несмотря на то что санкции напрямую не затрагивают малый и средний бизнес, этот сектор экономики также ощутит последствия их введения. Связано это и со снижением платежеспособности населения, и с тем, что развитие сети малых предприятий, их техническое оснащение во многом зависит от крупных отраслевых предприятий.
«Экономика России выдержит введение санкций, но это потребует от нас больших политических, интеллектуальных и организационных усилий. Сегодня дан положительный импульс программам импортозамещения. Это потребует и технологического перевооружения предприятий, и повышения качества менеджмента. Бизнесу необходимо научиться качественно работать с издержками, а для этого нужны специалисты. Могу сказать, что сегодня большинство российских экономических вузов отводят всего 20 часов на освоение этого материала, в то время как в западных странах на него отводится в 10 раз больше времени. До сих пор мы не испытывали проблем — было много денег, много запасов сырья, были высокие цены на углеводороды, и можно было себе позволить не работать с издержками. Теперь же, когда над нами довлеют санкции, придется этим заняться», — пояснила Наталья Крайнова.
По ее словам, у многих крупных предприятий Ростовской области есть опыт работы с западными партнерами, они имеют представление о стандартах ведения бизнеса и смогут быть рачительными и эффективными. «Не думаю, что стоит впадать в панику. В условиях мирного времени страна сможет справиться и с последствиями санкций, и с задачей импортозамещения», — отметила она.