Грэм Филлипс мог стать приманкой для ополчения
В минувшую среду пришло известие об очередном захвате журналистов на Добассе. Британский стрингер Грэм Филлипс, уже побывавший в плену у Нацгвардии, и оператор Anna-News Вадим Аксенов, представлявший также пресс-службу ДНР, пропали в районе донецкого аэропорта. Вадим был вскоре отпущен, а Грэма силовики увезли в неизвестном направлении. Коллеги журналистов, работавшие c ним в одной группе, рассказали для «МК на Дону» подробности происшествия.
По их словам, Грэм попал в плен к бойцам Национальной гвардии поздно вечером и с тех пор не выходил на связь. Группа журналистов, в составе которой он работал, находилась ближе всех к зоне боестолкновений. Грэм решил подобраться еще ближе к аэропорту из укрытия, несмотря на предупреждения коллег.
«Человек из пресс-службы ДНР по имени Вадим (мы с ним пересекались ранее, работая по Донецку, и знаем, что он стрингер для Аnnа-News, — это, по его словам, и имеет отношение к пресс-службе) предложил нам поехать сегодня к аэропорту. Там, по его информации, сегодня ночью ополчение должно было перейти в наступление и ликвидировать эту группировку украинских войск. Он утверждал, что выведет нас на позиции ополчения, что у него туда готов коридор и он все вопросы решил. Предложил нам присоединиться. Мы предложили Грэму, он согласился. Уверенность в информации Вадима усилилась после открытия артиллерийского огня в сторону аэропорта в районе 21:00—21:30», — рассказывают журналисты. Как известно, в ту самую ночь у аэропорта велись ожесточенные бои, украинские силовики старались выбить из аэропорта всех ополченцев и взять стратегический объект под свой контроль.
«Выдвинувшись к аэропорту, Вадим по непонятным для нас причинам повел нас по улице Взлетной, которая была самой опасной для продвижения — это знают все, кто работает и находится в Донецке с мая. Мы предложили сместиться на ул. Стратонавтов, но Грэм решил следовать за Вадимом, который рвался вперед. Пройдя по Взлетной за линию МЕТРО (с левой стороны, если двигаться к аэропорту), мы дошли до открытой территории. Грэм бесстрашный человек, нам не хватило духа идти дальше — мы опасались снайперов. Грэм с Вадимом подошли практически вплотную к аэропорту — мы видели, как они свободно переходили дорогу, передвигаясь из стороны в сторону. В общей сложности он пересек открытое место перед самым аэропортом минимум три раза».
Все это позволило друзьям Грэма быть практически уверенными в том, что их британский коллега жив. Если бы силовики хотели его «убрать», снайперы получили бы соответствующий приказ, когда он находился на открытой, идеально просматриваемой местности перед аэропортом.
«Начав волноваться, мы втихую скинули Вадиму сообщение (он был в наушниках, поэтому звук СМС его бы не выдал), что они должны возвращаться, — мы переживали. В конечном итоге мы прождали их на месте около 40 минут. После чего отошли на перекресток улицы Взлетной и Манежного проспекта — именно там Грэм оставил свою машину. Укрывшись за бетонными блоками, мы хотели начать их вызванивать, однако был звонок с номера Грэма — звонил Вадим. Он сказал, что Грэм у них (сил АТО в аэропорту), а он находится в районе МЕТРО, вокруг солдаты и его срочно оттуда нужно забрать. Обвинял нас в том, что это мы его туда потянули, просил подвезти ребят с Путиловского блок-поста отбить его (прикрыть его отход). Мы предложили ему дожидаться 02:00 и выбираться самостоятельно — мы журналисты и ничем помочь не можем, оружия у нас нет. После чего мы и сами были вынуждены вернуться на Путиловский мост: улица Взлетная — нейтральная территория, и за нами очень легко могли выслать разведывательно-диверсионную группу.
Предположения: Грэм напоролся на секрет силовиков, которые увидели его передвижение. Так как Грэм плохо разговаривает на русском (не всегда понятно, что он имеет в виду), с его телефона звонил Вадим, с помощью которого хотели выманить нас на группу захвата или ликвидировать пару бойцов, если таковые по нашей просьбе бы пришли на помощь», — полагают журналисты. Информацию о том, что аэропорт находится под полным контролем украинской армии, они подтвердили.
В тот день им даже не пришлось узнать, вернулся ли сам Вадим или нет. Позднее стало известно, что он также попал в плен к Нацгвардии, и его, как и Грэма, неоднократно избивали. Стрингер, чье имя уже хорошо известно после того, как в деле с его освобождением пришлось участвовать британским дипломатам, был отправлен, скорее всего, в Днепропетровск, Запорожье или Киев, полагает Вадим. Также в день освобождения он поведал, что силовики неоднократно избивали пленников.
В пятницу стало известно о выдворении Грэма из страны, и уже на выходных он отправил друзьям СМС, рассказав, что находится в Польше. Почему Нацгвардейцы сразу отпустили именно Вадима, неизвестно. «Насколько мы поняли, Грэм так договорился», — ответили коллеги похищенных журналистов.